воскресенье, 7 апреля 2019 г.

Италия. Фрески Падуи

6-7 Апреля 2019

Капелла Святого Георгия [Oratorio di S. Giorgio]

Первые фрески в Падуе я увидела в Капелле Святого Георгия (Ораторио Сан Джорджио) - небольшой фамильной усыпальнице XIV века на площади Piazza del Santo,  около Базилики Святого Антония.

Образцом как архитектуры самой капеллы, так и формата росписи послужила Капелла дель Арена, больше известная как Капелла делла Скровеньи.
Фрески расположены по-джоттовски, как гобелены, но не в три, а только в два яруса. 

Роспись бочарного свода капеллы была выполнена в 1379-1384 годах мастером веронского происхождения Альтикьеро да Дзевио [Altichiero da Zevio] и его мастерской.

Однако почти 80 лет, разделяющих эти фресковые циклы, нельзя не заметить. Если фрески капеллы Скровеньи – это начало треченто, то Сан Джорджио его вершина. 

На стенах капеллы размещены 22 больших и около ста меньших по размеру фресок.

В центре росписи - портрет семьи донатора, его окружают изображения святых, покровителей семьи: Св. Георгия, Св. Катерины и Св. Лючии. 

На алтарной стене помещено многофигурная монументальная композиция "Распятие Христово", а выше - "Коронование Марии".


На западной, портальной, стене написаны сцены из жизнеописания Христа.


Стена с левой стороны представляет сюжеты жития Святого Георгия



На правой стене - сюжеты жития Святых мучениц Екатерины Александрийской и Святой Люции



Задрапированные тяжелыми складками пластичные фигуры Альтикьеро - наследие Джотто, но если Джотто писал типы, то здесь все действующие лица индивидуальны. В этом сказывается влияние Томмазо да Модена, но его реализм Альтикьеро развил дальше, доведя изображение личности до портретного сходства. Убедительнее всего это проявляется именно во фресковом цикле Ораторио ди Сан Джорджо.

Альтикьеро ведет свое повествование, разворачивающееся действие в пределах определенного пространства и времени. Однако у него нет драматической напряженности или трагедийности: обо всем говорится с отрешенностью и объективностью историка, видящего и отмечающего все подробности, но понимающего и принимающего все как должное. 
Он доходит до того, что с любопытством вглядывается в лица своих персонажей, замечает, что свет, идущий откуда-то сзади, освещает зубчатые стены, скользит по наклонным плоскостям горных склонов, по-разному отражается от платьев в зависимости от их цвета. 
Именно это открытие индивидуального своеобразия факта в рамках твердо установленных догматических принципов делает Альтикьеро крупнейшим истолкователем наследия Джотто в Северной Италии, провозвестником венецианской художественной культуры, гением, интуитивно чувствующим глубокую связь между природой и историей. 
Альтикьеро, несомненно, крупнейший художник треченто, творивший непосредственно после великих мастеров первой половины века.

Баптистерий Дуомо [Battistero]

В то время, когда я туда заходила, в Баптистерии Дуомо Падуи велись реставрационные работы и больше половины помещения и фресок были недоступны для осмотра.

На самом деле все внутреннее пространство баптистерия полностью покрыто фресками, написанными Джусто де Менабуои [Giusto de' Menabuoi] из Тосканы в 1375 — 1376 годах по заказу Сеньоров Каррара. Художник изучал манеру Джотто в мастерской его ближайшего ученика Мазо ди Банко, после чего был приглашён в Падую.


На стенах баптистерия разворачивается вся Евангельская история Земли от первых дней творения до Страшного суда, через страдания, смерть Христа и прославления праведников.
На сотне панно изображены эпизоды из Книги Бытия, Апокалипсиса и жизни Иоанна Крестителя. 



Среди работ, представленных в баптистерии, можно увидеть сцены из жития святых, картины «Страсти Христовы», «Распятие и Воскрешение Христа», «Страшный суд», «Сотворение мира», «Чудеса» и многие другие.

Можно рассмотреть четырех евангелистов и несколько ветхозаветных пророков. 

На стенах баптистерия вся история жизни святого Иоанна Крестителя, земная жизнь Богоматери и Христа, в апсиде — сцены из Апокалипсиса, на которых в подробностях изображены события из «Откровений» Иоанна Богослова.

Необычайно яркими красками расписан купол со сценой райского торжества, развернувшегося рядом с полуфигурой благословляющего Божьего спасителя Пантократора - Христа Вседержителя, держащего открытое евангелие. 

Рядом с Христом — ангелы, святые, а также фигура Богоматери.


Помимо своей художественной ценности, они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся живописных циклов XIV столетия. 



Капелла Святого Михаила [Oratorio di San Michele]

Внутри находятся фрески, написанные Якопо да Вероной в конце XIV века.

Фрески посвящены жизни Марии: изображены сюжеты Благовещение, Рождество и Поклонение волхвов , Вознесение, Пятидесятница, Успение Богородицы. 






Есть здесь и фрагменты фресок XVI века.


Сохранность фресок, как видно, далеко не идеальна, но ведь это одни из самых древних фресок Падуи, 


последние созданные в Падуе во времена владения Синьоров Каррара и до завоевания города Венецианской республикой.


Капелла Скровеньи  [Cappella degli Scrovegni] или Капелла дель Арена [Capella del Arena]

Цикл фресок был выполнен Джотто в 1304—1306 гoдaх, в пору расцвета его творчества.

Архитектура Капеллы изначально была рассчитана на то, что стены будут покрыты фресками – большие плоскости прямых стен, без выступов и ниш или иных скульптурных украшений, с окнами только по одной, южной стене.
Некоторые архитектурные элементы (балки, лоджии верхнего яруса и др.) – нарисованы, с  тем, чтобы отразить перспективу, не нанося при этом ущерба фрескам.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. 

Композиции Джотто составляют праздничный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. 

Колорит у Джотто играет важную роль - он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.


Сравнительно хорошо сохранились фрески выполненные в технике "влажной штукатурки", при которой краски наносятся на влажную штукатурку. 
При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно - ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике "сухой фрески", когда краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению. 


Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день, пока поверхность остается влажной. 
Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.


Художник должен был решить сложную задачу — найти  систему расположения фресок, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать "пустой" интерьер Капеллы. 


На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, представляющие собой последовательные сцены жизнеописания Богоматери и Христа.

Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. 

Фрески расположены рядами и заключены в прямоугольники — как картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. 
Размер каждой фигуры около метра, поэтому уже сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе.
Повествование исполнено спокойного достоинства. 

Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства, но перерабатывает их, оживляя. 

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа. 
Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя. 
Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны. 

Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции


Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке, вместо золотого грунта византийцев у него появляются на фоне пейзаж или здания. 
Место действия всюду намечено очень скупо, условными архитектурными деталями, необходимыми лишь для того, чтобы показать, что действие происходит в здании или около него, чтобы выделить мизансцену. Там, где фоном служит пейзаж, он весьма и весьма условен. Никаких подробностей, никаких красочных вспышек. 

Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В сценах участвуют несколько действующих лиц, исполненных сдержанности и достоинства. 

Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик - они коренасты, широколицы, имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами.

Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. 
Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. 

Джотто показывает эмоции персонажей, их характеры, нравственное состояние. 

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. 

 Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Росписью капеллы Джотто начинает новый этап в европейской живописи, когда пластика предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема светом и тенью и свет начинает трактоваться как реальное освещение, определенным образом направленное.

И хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, ставшую непреложным требованием европейской живописи.

...........



































И наконец, - это просто очень красиво!



Весь короткий трип по Северной Италии: Верона - Озеро Гарда: Пескьера-дель-Гарда  -  Мальчезине  -  Сирмионе  -  Падуя и фрески  -  Виченца  -  Тревизо  -  Венеция


Комментариев нет:

Отправить комментарий