7 Апреля 2019
Виченца [Vicenza]
Первой виллой Палладио, а точнее дворцом, на моем пути было несколько незавершенное здание Палаццо Порто [Palazzo Porto].
Народ на площади стал прибывать, видимо такие рынки пользуются большой популярностью.
Люди шли целыми семьями, выходили после службы из расположенной здесь же на площади Церкви Святого Винченцо [Chiesa di San Vincenzo] - святого покровителя города.
Все громко разговаривали и громко смеялись, пробовали сыры и колбаски, бурно что-то обсуждали с французами за прилавками.
А я не спеша прошла всю площадь, купила пакетик разных французских плюшек и присела за столик в торце площади - выпить кофе с плюшкой.
По пути оказался еще один собор - Церковь Санта-Корона [Chiesa di Santa Corona] . Храм был построен доминиканцами в XIII веке как место хранения реликвии – шипа тернового венца Христа.
Здесь он и хранится до сих пор и раз в году в Страстную пятницу, выносится для поклонения.
В росписи храма принимали участия Беллини и Веронезе, здесь же в фамильном склепе первоначально был похоронен и Андреа Палладио (в XIX веке его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище города.
Пройдя еще немного дальше, по улице Андреа Палладио Corso Andrea Palladio (ну а кого же еще?), справа нашла еще один палладианский шедевр/
Палаццо Кьерикати [Palazzo Chiericati] — один из ренессансных палаццо, построенных в Виченце по проекту Андреа Палладио. Заказчиком выступил граф Кьерикати, хотя строительство было завершено уже после смерти архитектора.
Три пролета лестницы, ведущей ко входу в палаццо, функциональны – строилось палаццо на возвышении, чтобы предотвратить затопление, поскольку возводилось здание на острове.
Ряды колонн (дорические на первом и ионические – на втором этажах), лоджии на боковых частях фасада, статуи на крыше – изящество и роскошь.
Некоторое время спустя, после завершения строительства, в палаццо разместили городскую картинную галерею. Она находится здесь до сих пор – это самый старый музей города.
Ну а напротив, - основная цель моего маршрута по Виченце, комплекс Театра "Олимпико".
Несмотря на все эти великолепные палаццо и изящный Ренессанс - самые яркие впечатления о городе у меня остались именно от Театра Олимпико.
Театр "Олимпико"[Teatro Olimpico] - первый и самый древний крытый театр в истории Европы.
Строительство Театра заказала Олимпийская Академия Виченцы, созданная для популяризации науки, искусств и театра, членом которой был и Палладио.
Именно для постановок классических театральных постановок и проектировался театр, когда Академия добилась от города предоставления места под строительство стационарной театральной сцены.
До тех пор постановки осуществлялись во временных декорациях, возводившихся в разных местах города.
Спроектированный Палладио театр, возводился на месте уже существовавших на этом месте средневековых стен.
До этого здесь были развалины Дворца Территории [Palazzo del Territorio] - средневековой крепости, многократно перестраивавшегося и использовавшегося в качестве то порохового склада, то тюрьмы.
И сейчас это место производит впечатление.
Во дворе кроме старых стен, выставлены найденные при строительстве античные скульптуры и камни.
Здесь было так спокойно, что я не удержалась и присела на скамейку в тени кедра. И просидела здесь наверное полчаса, если не больше.
Здесь вокруг разлита История.
Помедитировав и еще побродив по двору - пошла искать вход в театр.
Он оказался совсем не здесь - надо было пройти вдоль старинной стены.
При входе я сначала попала в залы Одео [Odeo] и Антиодео [Antiodeo], возведенные по проекту Скамоцци, первый из них украшен фресками XVII века.
Дальше - в глубину театра.
Сильный контраст - старых стен и античных статуй и классических театральных бархатных портьер и живописных фресок.
Одновременно со зданием самого театра, возводились уникальные деревянные декорации сцены, отдельный шедевр Возрождения, дошедший до наших дней в прекрасном состоянии.
Театр Олимпико - последний проект Андреа Палладио, в котором он воплотил результаты изучения классического театра и руин римских театров, сохранившихся до того времени.
*Зрительный зал представляет собой полуовальный амфитеатр в тринадцать ступеней, завершенным полукругом колоннады.
Грандиозный портал делится на три яруса, как в античном театре. В центре нижнего яруса прорезаны триумфальная арка, называемая «царскими вратами» [porta regia] и два меньших прохода для гостей [hospitalia]. В нишах второго яруса размещены статуи академиков, а площади третьего яруса содержат изображения подвигов Геракла.*
Строительные работы начались в год смерти архитектора, но были продолжены его сыном и завершены через пять лет.
Палладио не успел спроектировать конструкции сцены, которые должны были реализовать законы прямой перспективы.
Создавать и реализовывать проект пришлось уже другому архитектору – Винченцо Скамоцци [Vincenzo Scamozzi].
Он же расписал декорации к премьерному спектаклю, создав на сцене уникальную иллюзию перспективы улиц города Фивы.
Росписи были также оснащены сложной оригинальной системой искусственного освещения – также авторства Скамоцци.
Созданные из дерева и штукатурки, эти декорации никогда не перестраивались и каким-то чудом прекрасно сохранились до наших дней.
Это совершенно уникальное сооружение.
Интерьер имитирует открытый классический театр древности с монументальным прямоугольным просцениумом.
В центральных и двух боковых проходах - "улицах" прописаны мельчайшие детали домов и туда можно зайти.
Я читала, что иногда во время спектаклей туда ставят детей в костюмах, чтобы не нарушить пропорции перспективы.
В театре даже в наше время ставят спектакли и проводят концерты. Правда, из соображений сохранности шедевра его не оборудуют системами отопления или вентиляции, а также ограничивают количество зрителей.
*Интерьер театра украшен девяносто пятью статуями, выполненными из камня и штукатурки.
Изображенные персонажи имеют отношение к основанию Олимпийской академии или же самого театра.
Грандиозная центральная часть сцены выполнена в коринфском ордере и была подражает римским триумфальным аркам.
На центральном аттике на одиннадцати полях изображены двенадцать подвигов Геракла.
В центре, среди двух фигур Фамы, изображен стадион с гонками на колесницах - герб Академии и память об олимпийских играх, основанных Гераклом - покровителем Виченцы и символом человека, посредством своего благородства, достигающего славы.
Снизу прописан девиз академии, берущий исток у Вергилия - hic opus, hic labor est (это есть труд - это подвиг). *
После Театра Олимпико мне необходимо было просто посидеть, подумать, помечтать о прошлом.
Тут как нельзя более кстати оказался небольшой сквер перед Палаццо Кьерикати.
Виченца [Vicenza]
На вечер этого дня у меня был куплен билет в Капеллу Скровеньи, прекрасную Падую я за полтора дня обошла вдоль и поперек, поэтому вечером купила билеты на поезд до Виченцы и обратно.
Поэтому уже ранним утром я вышла из здания вокзала, прошла вперед сквозь просто огромное Марсово поле и, свернув направо и пройдя сквозь ворота возле старинной Крепостной башни [Torre di Castello], оказалась в историческом центре Виченцы.
Как практически все известные города Северной Италии, Виченца ведет свою историю с античности, побывала она по властью и Римской империи и Венецианской республики.
Городу есть чем гордится, но для меня среди городов этой поездки он оказался городом одного имени - Палладио и одной достопримечательности - Театра "Олимпико".
Андреа Палладио - основоположник ренессанса в архитектуре, один из самых известных архитекторов в истории, и именно в Виченце он создал многие свои шедевры, ставшие образцами архитектурного стиля, названного в его честь.
Поэтому не удивительно, что сразу у входа в старый город стоял информационный щит с краткой исторической справкой об архитекторе, расположением на карте города известных вилл Палладио и маршрутов к ним. Да и дальше инфо-щиты с его именем встречались практически на каждом шагу.
Как раз этой зимой я слушала на "Открытом образовании" курс Истории искусств, поэтому против обыкновения - мне даже было известно имя Палладио.
Самая известная из Вилл Палладио, конечно же, - Ла Ротонда [La Rotonda]. Но она находится на холме за чертой города и как-то у меня не сложилось дойти до нее, хотя и времени было достаточно.
Зря я поленилась.
Именно Ла Ротонда - здание, выполненное Палладио в стиле античного храма, с идеальной симметрией и тщательно рассчитанными пропорциями, является общепризнанным образцом палладианства в архитектуре.
Сама Ротонда несет в себе узнаваемый образ Римского Пантеона, а уже по ее образу и подобию выстроены множество зданий по всему миру от Англии до России.
А я направилась к главной достопримечательности города - Базилике Палладиана.
По пути прошла мимо Кафедрального собора Виченцы [Cattedrale di Santa Maria Annunciata] - довольно мрачного готического собора, строившегося и перестраивавшегося с XI до XV века.
Палладио конечно не прошел мимо и здесь – он проектировал купол собора и боковой портал.
Одной из первых значительных построек Палладио была Базилика Палладиана [Basilica Palladiana], сейчас она – основная достопримечательность города.
На самом деле архитектор не строил само здание, а лишь добавил к готическому зданию XV века - Палаццо-делла-Раджионе, свою ренессансную лоджию - двухярусную беломраморную галерею и портик.
Vicenza. Basilica Palladiana |
Этого оказалось достаточно для того, чтобы полностью преобразить Пьяцца дей Синьори на которой оно стоит.
Именно здесь впервые были использованы характерные венецианские окна из трех частей, которые с тех пор широко использовались в архитектуре и получили название палладианских.
Лоджии нижнего этажа оформлены колоннами дорического ордера, верхнего - ионическими.
Правда, если рассмотреть Базилику с самой площади еще было вполне возможно, то сфотографировать - нет.
По традиции всю Пьяцца дей Синьори [Piazza dei Signori] занимали торговые ряды. Здесь сегодня оказался рынок французских фермеров, что неожиданно позволило мне вспомнить недавнюю поездку по Провансу.
Vicenza. Loggia del Capitanio |
А прямо напротив Базилики Палладиана на Пьяцца дей Синьори стоит еще одно примечательное здание - Лоджия дель Капитано [Loggia del Capitanio], или Палаццо Капитаниато.
Выстроенное как официальная резиденция венецианского Капитана в рекордные по тем временам сроки - за год, это здание в стиле позднего Ренессанса - еще один шедевр Палладио.
Правда сфотографировать его анфас, не влезая с ногами на прилавок с французскими сырами - увы, тоже не было никакой возможности.
Таким образом на Пьяцца дей Синьори в Виченце напротив друг друга стоят сразу два творения архитектора, созданные им одно в самом начале, а другое - в расцвете творчества.
Палаццо Капитаниато, смешанного ордера, с колоннами, захватывающими несколько этажей и декорированное красным кирпичом - представляет собой разительный контраст с изящными легкими беломраморными аркадами Базилики Палладиана.
Люди шли целыми семьями, выходили после службы из расположенной здесь же на площади Церкви Святого Винченцо [Chiesa di San Vincenzo] - святого покровителя города.
Все громко разговаривали и громко смеялись, пробовали сыры и колбаски, бурно что-то обсуждали с французами за прилавками.
А я не спеша прошла всю площадь, купила пакетик разных французских плюшек и присела за столик в торце площади - выпить кофе с плюшкой.
Также резко контрастирует с белым мрамором лоджий Базилики Башня Биссара [Torre Bissara] постройки XII века.
Построенная семейством Биссара как частная башня рядом с дворцом, позже она была выкуплена коммуной.
Уцелев во время разрушительнейшего землетрясения, башня была еще и надстроена и не раз реконструировалась. Пережила она даже бомбардировки Второй Мировой войны, хотя и пострадала довольно значительно.
На самом деле, эта башня, украшенная циферблатом астрономических часов, заметна из любой точки города и до сих пор оглашает город звоном колоколов.
*Особенностью Торре Биссара является то, что помимо обычного звучания колоколов каждые полчаса и каждый час, она издает мелодию также за семь минут до полудня и семь минут до 18 часов.*
Это одно из самых высоких строений города, но я так и не нашла, где бы я смогла на нее подняться.
Тут же , на восточной стороне Пьяцца дей Синьори из засилья рыночных палаток гордо возносятся две колонны, традиционные для городов бывших провинций венецианской республики.
Одна с символом Венецианской республики, крылатым львом Святого Марка, возведенная в XVI веке в ознаменования вхождения города в состав республики.
И другая - со статуей Христа, сооруженная почти на два века позже.
Здесь в центре старого города площади совершенно незаметно переходят одна в другую и завернув за угол, я оказалась уже не на Пьяцца дей Сеньори, а на Пьяцца делле Бьяде [Piazza delle Biade] - бывшем зерновом рынке.
Эту площадь украшает барочный фасад - Церковь Санта Мария ин Форо [Chiesa di Santa Maria in Foro] или Церковь Св. Марии Сервитов [Chiesa di S. Maria dei Servi].
Vicenza. Chiesa di S. Maria dei Servi |
Авторство портала на фасаде также приписывают Палладио, а внутри в интерьерах до сих пор сохранились романские и готические элементы.
С момента основания в XIV веке и до конца XVIII века, церковь принадлежала Ордену Служителей Девы Марии.
Когда то на месте церкви был римский форум, руины которого я видела в подвале церкви, где идет реставрация.
*Одной из самых ценных реликвий церкви считается полотно Бенедетто Монтанья «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяно и Рокко», написанное в 1533 году *
Завернув еще раз за угол (я продолжала обходить Базилику Палладиана по часовой стрелке) теперь я вышла на Пьяцца делле Эрбе [Piazza Delle Erbe].
Vicenza. Torre del Tormento |
Доминантой этой совсем небольшой площади служит Башня Торменто [Torre del Tormento].
Средневековая башня, возведенная еще в XII веке для семейства Карнаролле, когда-то была окружена рвом (откуда ее другое название – Torre del Girone).
Когда позже башню выкупил муниципалитет Виченцы, здесь устроили тюрьму и хранилище судебных архивов.
За что башня и пострадала, когда в начале XVI века ее подожгли, чтобы сжечь эти архивы.
Несмотря на это, тюрьма в башне просуществовала до середины XIX века.
Итак, я обошла всю Пьяцца дей Сеньори и решила, что мне пора двигаться к Театру "Олимпия".
По пути оказался еще один собор - Церковь Санта-Корона [Chiesa di Santa Corona] . Храм был построен доминиканцами в XIII веке как место хранения реликвии – шипа тернового венца Христа.
Vicenza. Chiesa di Santa Corona |
В росписи храма принимали участия Беллини и Веронезе, здесь же в фамильном склепе первоначально был похоронен и Андреа Палладио (в XIX веке его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище города.
Пройдя еще немного дальше, по улице Андреа Палладио Corso Andrea Palladio (ну а кого же еще?), справа нашла еще один палладианский шедевр/
Палаццо Кьерикати [Palazzo Chiericati] — один из ренессансных палаццо, построенных в Виченце по проекту Андреа Палладио. Заказчиком выступил граф Кьерикати, хотя строительство было завершено уже после смерти архитектора.
Vicenza. Palazzo Chiericati |
Ряды колонн (дорические на первом и ионические – на втором этажах), лоджии на боковых частях фасада, статуи на крыше – изящество и роскошь.
Некоторое время спустя, после завершения строительства, в палаццо разместили городскую картинную галерею. Она находится здесь до сих пор – это самый старый музей города.
Ну а напротив, - основная цель моего маршрута по Виченце, комплекс Театра "Олимпико".
Несмотря на все эти великолепные палаццо и изящный Ренессанс - самые яркие впечатления о городе у меня остались именно от Театра Олимпико.
Театр "Олимпико"[Teatro Olimpico] - первый и самый древний крытый театр в истории Европы.
Строительство Театра заказала Олимпийская Академия Виченцы, созданная для популяризации науки, искусств и театра, членом которой был и Палладио.
Именно для постановок классических театральных постановок и проектировался театр, когда Академия добилась от города предоставления места под строительство стационарной театральной сцены.
До тех пор постановки осуществлялись во временных декорациях, возводившихся в разных местах города.
Спроектированный Палладио театр, возводился на месте уже существовавших на этом месте средневековых стен.
До этого здесь были развалины Дворца Территории [Palazzo del Territorio] - средневековой крепости, многократно перестраивавшегося и использовавшегося в качестве то порохового склада, то тюрьмы.
И сейчас это место производит впечатление.
Во дворе кроме старых стен, выставлены найденные при строительстве античные скульптуры и камни.
Здесь было так спокойно, что я не удержалась и присела на скамейку в тени кедра. И просидела здесь наверное полчаса, если не больше.
Здесь вокруг разлита История.
Помедитировав и еще побродив по двору - пошла искать вход в театр.
Он оказался совсем не здесь - надо было пройти вдоль старинной стены.
При входе я сначала попала в залы Одео [Odeo] и Антиодео [Antiodeo], возведенные по проекту Скамоцци, первый из них украшен фресками XVII века.
Дальше - в глубину театра.
Сильный контраст - старых стен и античных статуй и классических театральных бархатных портьер и живописных фресок.
Одновременно со зданием самого театра, возводились уникальные деревянные декорации сцены, отдельный шедевр Возрождения, дошедший до наших дней в прекрасном состоянии.
Театр Олимпико - последний проект Андреа Палладио, в котором он воплотил результаты изучения классического театра и руин римских театров, сохранившихся до того времени.
*Зрительный зал представляет собой полуовальный амфитеатр в тринадцать ступеней, завершенным полукругом колоннады.
Грандиозный портал делится на три яруса, как в античном театре. В центре нижнего яруса прорезаны триумфальная арка, называемая «царскими вратами» [porta regia] и два меньших прохода для гостей [hospitalia]. В нишах второго яруса размещены статуи академиков, а площади третьего яруса содержат изображения подвигов Геракла.*
Палладио не успел спроектировать конструкции сцены, которые должны были реализовать законы прямой перспективы.
Создавать и реализовывать проект пришлось уже другому архитектору – Винченцо Скамоцци [Vincenzo Scamozzi].
Он же расписал декорации к премьерному спектаклю, создав на сцене уникальную иллюзию перспективы улиц города Фивы.
Росписи были также оснащены сложной оригинальной системой искусственного освещения – также авторства Скамоцци.
Созданные из дерева и штукатурки, эти декорации никогда не перестраивались и каким-то чудом прекрасно сохранились до наших дней.
Это совершенно уникальное сооружение.
Интерьер имитирует открытый классический театр древности с монументальным прямоугольным просцениумом.
В центральных и двух боковых проходах - "улицах" прописаны мельчайшие детали домов и туда можно зайти.
Я читала, что иногда во время спектаклей туда ставят детей в костюмах, чтобы не нарушить пропорции перспективы.
В театре даже в наше время ставят спектакли и проводят концерты. Правда, из соображений сохранности шедевра его не оборудуют системами отопления или вентиляции, а также ограничивают количество зрителей.
Изображенные персонажи имеют отношение к основанию Олимпийской академии или же самого театра.
Грандиозная центральная часть сцены выполнена в коринфском ордере и была подражает римским триумфальным аркам.
На центральном аттике на одиннадцати полях изображены двенадцать подвигов Геракла.
В центре, среди двух фигур Фамы, изображен стадион с гонками на колесницах - герб Академии и память об олимпийских играх, основанных Гераклом - покровителем Виченцы и символом человека, посредством своего благородства, достигающего славы.
Снизу прописан девиз академии, берущий исток у Вергилия - hic opus, hic labor est (это есть труд - это подвиг). *
После Театра Олимпико мне необходимо было просто посидеть, подумать, помечтать о прошлом.
Тут как нельзя более кстати оказался небольшой сквер перед Палаццо Кьерикати.
Кстати и прованские плюшки доела.
Но возвращаться в Падую было еще рано и я отправилась бродить дальше
Вышла к Церкви Сан Лоренцо [Chiesa di San Lorenzo] – романской церкви XIII века, с прекрасным стрельчатым готическим порталом.
Церковь служит не только храмом, но и усыпальницей для знатных семейств Виченцы.
Интерьер церкви, принадлежащей францисканскому ордену аскетично, зато здесь множество роскошных саркофагов и монументов.
А еще – живописный клуатр XVвека.
Церковь служит не только храмом, но и усыпальницей для знатных семейств Виченцы.
Интерьер церкви, принадлежащей францисканскому ордену аскетично, зато здесь множество роскошных саркофагов и монументов.
А еще – живописный клуатр XVвека.
Прогулялась по внутреннему дворику церкви, обошла вокруг самого храма. Вокруг не было ни души - сиеста.
Но небо вдруг вспомнило, что погода в этой поездке меня не привыкла баловать - стало темнеть и поднялся ветер.
Поэтому я решила двигаться в строну вокзала.
Правда по пути я еще успела прогуляться по прелестному Городскому парку [Giardini Salvi].
Не правда ли - сразу видно, что находишься в Виченце - городе Палладио.
В общем город мне понравился.
И если собственно палаццо палладианского наследия и не произвели очень сильного впечатления (все же в анамнезе: Питер, Петергоф, Пушкин.... ), то вот Театр Олимпико - безусловно да!
Но небо вдруг вспомнило, что погода в этой поездке меня не привыкла баловать - стало темнеть и поднялся ветер.
Поэтому я решила двигаться в строну вокзала.
Правда по пути я еще успела прогуляться по прелестному Городскому парку [Giardini Salvi].
Не правда ли - сразу видно, что находишься в Виченце - городе Палладио.
В общем город мне понравился.
И если собственно палаццо палладианского наследия и не произвели очень сильного впечатления (все же в анамнезе: Питер, Петергоф, Пушкин.... ), то вот Театр Олимпико - безусловно да!
Весь короткий трип по Северной Италии: Верона - Озеро Гарда: Пескьера-дель-Гарда - Мальчезине - Сирмионе - Падуя и фрески - Виченца - Тревизо - Венеция
Комментариев нет:
Отправить комментарий