воскресенье, 7 апреля 2019 г.

Италия. Виченца

7 Апреля 2019

Виченца [Vicenza]

На вечер этого дня у меня был куплен билет в Капеллу Скровеньи, прекрасную Падую я за полтора дня обошла вдоль и поперек, поэтому вечером купила билеты на поезд до Виченцы и обратно.

Поэтому уже ранним утром я вышла из здания вокзала, прошла вперед сквозь просто огромное Марсово поле и, свернув направо и пройдя сквозь ворота возле старинной Крепостной башни [Torre di Castello], оказалась в историческом центре Виченцы.


Как практически все известные города Северной Италии, Виченца ведет свою историю с античности, побывала она по властью и Римской империи и Венецианской республики. 
Городу есть чем гордится, но для меня среди городов этой поездки  он оказался городом одного имени - Палладио и одной достопримечательности - Театра "Олимпико".

Андреа Палладио - основоположник ренессанса в архитектуре, один из самых известных архитекторов в истории, и именно в Виченце он создал многие свои шедевры, ставшие образцами архитектурного стиля, названного в его честь. 
Поэтому не удивительно, что сразу у входа в старый город стоял информационный щит с краткой исторической справкой об архитекторе, расположением на карте города известных вилл Палладио и маршрутов к ним. Да и дальше инфо-щиты с его именем встречались практически на каждом шагу.
Как раз этой зимой я слушала на "Открытом образовании" курс Истории искусств, поэтому против обыкновения - мне даже было известно имя Палладио.

Первой виллой Палладио, а точнее дворцом, на моем пути было несколько незавершенное здание Палаццо Порто [Palazzo Porto].

Самая известная из Вилл Палладио, конечно же, - Ла Ротонда [La Rotonda]. Но она находится на холме за чертой города и как-то у меня не сложилось дойти до нее, хотя и времени было достаточно. 
Зря я поленилась. 

Именно Ла Ротонда - здание, выполненное Палладио в стиле античного храма, с идеальной симметрией и тщательно рассчитанными пропорциями, является общепризнанным образцом палладианства в архитектуре. 
Сама Ротонда несет в себе узнаваемый образ Римского Пантеона, а уже по ее образу и подобию выстроены множество зданий по всему миру от Англии до России.

А я направилась к главной достопримечательности города - Базилике Палладиана.

По пути прошла мимо Кафедрального собора Виченцы [Cattedrale di Santa Maria Annunciata] - довольно мрачного готического собора, строившегося и перестраивавшегося с XI до XV века. 
Палладио конечно не прошел мимо и здесь – он проектировал купол собора и боковой портал.


Одной из первых значительных построек Палладио была Базилика Палладиана [Basilica Palladiana]сейчас она – основная  достопримечательность города. 
На самом деле архитектор не строил само здание, а лишь добавил к готическому зданию XV века - Палаццо-делла-Раджионе, свою ренессансную лоджию - двухярусную беломраморную галерею и портик.

Vicenza. Basilica Palladiana
Этого оказалось достаточно для того, чтобы полностью преобразить Пьяцца дей Синьори на которой оно стоит.

Именно здесь впервые  были использованы характерные венецианские окна из трех частей, которые с тех пор широко использовались в архитектуре и получили название палладианских.
Лоджии нижнего этажа оформлены колоннами дорического ордера, верхнего - ионическими.

Правда, если рассмотреть  Базилику с самой площади еще было вполне возможно, то сфотографировать - нет. 
По традиции всю Пьяцца дей Синьори [Piazza dei Signori] занимали торговые ряды. Здесь сегодня оказался рынок французских фермеров, что неожиданно позволило мне вспомнить недавнюю поездку по Провансу.

Vicenza. Loggia del Capitanio
А прямо напротив Базилики Палладиана на Пьяцца дей Синьори стоит еще одно примечательное здание - Лоджия дель Капитано [Loggia del Capitanio], или Палаццо Капитаниато.

Выстроенное как официальная резиденция венецианского Капитана в рекордные по тем временам сроки - за год, это здание в стиле позднего Ренессанса - еще один шедевр Палладио.

Правда сфотографировать его анфас, не влезая с ногами на прилавок с французскими сырами - увы, тоже не было никакой возможности.

Таким образом на Пьяцца дей Синьори в Виченце напротив друг друга стоят сразу два творения архитектора, созданные им одно в самом начале, а другое - в расцвете творчества.   

Палаццо Капитаниато, смешанного ордера, с колоннами, захватывающими несколько этажей и декорированное красным кирпичом - представляет собой разительный контраст с изящными легкими беломраморными аркадами Базилики Палладиана.

Народ на площади стал прибывать, видимо такие рынки пользуются большой популярностью. 

Люди шли целыми семьями, выходили после службы из расположенной здесь же на площади Церкви Святого Винченцо [Chiesa di San Vincenzo] - святого покровителя города.

Все громко разговаривали и громко смеялись, пробовали сыры и колбаски, бурно что-то обсуждали с французами за прилавками. 

А я не спеша прошла всю площадь, купила пакетик разных французских плюшек и присела за столик в торце  площади - выпить кофе с плюшкой.

Также резко контрастирует с белым мрамором лоджий Базилики Башня Биссара [Torre Bissara] постройки XII века.

Построенная семейством Биссара как частная башня рядом с дворцом, позже она была выкуплена коммуной. 

Уцелев во время разрушительнейшего землетрясения, башня была еще и надстроена и не раз реконструировалась. Пережила она даже бомбардировки Второй Мировой войны, хотя и пострадала довольно значительно. 

На самом деле, эта башня, украшенная циферблатом астрономических часов, заметна из любой точки города и до сих пор оглашает город звоном колоколов. 

*Особенностью Торре Биссара является то, что помимо обычного звучания колоколов каждые полчаса и каждый час, она издает мелодию также за семь минут до полудня и семь минут до 18 часов.*

Это одно из самых высоких строений города, но я так и не нашла, где бы я смогла на нее подняться. 

Тут же , на восточной стороне Пьяцца дей Синьори из засилья рыночных палаток гордо возносятся две колонны, традиционные для городов бывших провинций венецианской республики. 


Одна с символом Венецианской республики, крылатым львом Святого Марка, возведенная в XVI веке в ознаменования вхождения города в состав республики. 
И другая - со статуей Христа, сооруженная почти на два века позже. 

Здесь в центре старого города площади совершенно незаметно переходят одна в другую и завернув за угол, я оказалась уже не на Пьяцца дей Сеньори, а на Пьяцца делле  Бьяде [Piazza delle Biade] - бывшем зерновом рынке.

Эту площадь украшает барочный фасад - Церковь Санта Мария ин Форо [Chiesa di Santa Maria in Foro] или Церковь Св. Марии Сервитов [Chiesa di S. Maria dei Servi].
Vicenza. Chiesa di S. Maria dei Servi
Авторство портала на фасаде также приписывают Палладио, а внутри в интерьерах до сих пор сохранились романские и готические элементы.
С момента основания в XIV веке и до конца XVIII века, церковь принадлежала Ордену Служителей Девы Марии. 
Когда то на месте церкви был римский форум, руины которого я видела в подвале церкви, где идет реставрация.

*Одной из самых ценных реликвий церкви считается полотно Бенедетто Монтанья «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяно и Рокко», написанное в 1533 году *

Завернув еще раз за угол (я продолжала обходить Базилику Палладиана по часовой стрелке) теперь я вышла на Пьяцца делле Эрбе [Piazza Delle Erbe].

Vicenza. Torre del Tormento
Доминантой этой совсем небольшой площади служит Башня Торменто [Torre del Tormento].

Средневековая башня, возведенная еще в XII веке для семейства Карнаролле, когда-то была окружена рвом (откуда ее другое название – Torre del Girone).

Когда позже башню выкупил муниципалитет Виченцы, здесь устроили тюрьму  и хранилище судебных архивов. 

За что башня и пострадала, когда в начале XVI века ее подожгли, чтобы сжечь эти архивы. 
Несмотря на это, тюрьма в башне просуществовала до середины XIX века.
Итак, я обошла всю Пьяцца дей Сеньори и решила, что мне пора двигаться к Театру "Олимпия".

По пути оказался еще один собор - Церковь Санта-Корона [Chiesa di Santa Corona] . Храм был построен доминиканцами в XIII веке как место хранения реликвии – шипа тернового венца Христа. 


Vicenza. Chiesa di Santa Corona
Здесь он и хранится до сих пор и раз в году в Страстную пятницу, выносится для поклонения.
В росписи храма принимали участия Беллини и Веронезе, здесь же в фамильном склепе первоначально был похоронен и Андреа Палладио (в XIX веке его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище города.

Пройдя еще немного дальше, по улице Андреа Палладио Corso Andrea Palladio (ну а кого же еще?), справа нашла еще один палладианский шедевр/

Палаццо Кьерикати [Palazzo Chiericati] — один из ренессансных палаццо, построенных в Виченце по проекту Андреа Палладио. Заказчиком выступил граф Кьерикати, хотя строительство было завершено уже после смерти архитектора. 


Vicenza. Palazzo Chiericati
Три пролета лестницы, ведущей ко входу в палаццо, функциональны – строилось палаццо на возвышении, чтобы предотвратить затопление, поскольку возводилось здание на острове.
Ряды колонн (дорические на первом и ионические – на втором этажах), лоджии на боковых частях фасада, статуи на крыше – изящество и роскошь.

Некоторое время спустя, после завершения строительства, в палаццо разместили городскую картинную галерею. Она находится здесь до сих пор – это самый старый музей города.

Ну а напротив, - основная цель моего маршрута по Виченце, комплекс Театра "Олимпико".



Несмотря на все эти великолепные палаццо и изящный Ренессанс - самые яркие впечатления о городе у меня остались именно от Театра Олимпико.

Театр "Олимпико"[Teatro Olimpico]первый и самый древний крытый театр в истории Европы. 

Строительство Театра заказала Олимпийская Академия Виченцы, созданная для популяризации науки, искусств и театра, членом которой был и Палладио. 

Именно для постановок классических театральных постановок и проектировался театр, когда Академия добилась от города предоставления места под строительство стационарной театральной сцены. 
До тех пор постановки осуществлялись во временных декорациях, возводившихся в разных местах города.

Спроектированный Палладио театр, возводился на месте уже существовавших на этом месте средневековых стен. 

До этого здесь были развалины Дворца Территории [Palazzo del Territorio] - средневековой крепости, многократно перестраивавшегося и использовавшегося в качестве то порохового склада, то тюрьмы.
И сейчас это место производит впечатление. 



Во дворе кроме старых стен, выставлены найденные при строительстве античные скульптуры и камни.
Здесь было так спокойно, что я не удержалась и присела на скамейку в тени кедра. И просидела здесь наверное полчаса, если не больше. 
Здесь вокруг разлита История.



Помедитировав и еще побродив по двору - пошла искать вход в театр. 
Он оказался совсем не здесь - надо было пройти вдоль старинной стены.

При входе я сначала попала в залы Одео [Odeo] и Антиодео [Antiodeo], возведенные по проекту Скамоцци, первый из них украшен фресками XVII века. 
Дальше - в глубину театра.
Сильный контраст - старых стен и античных статуй и классических театральных бархатных портьер и живописных фресок.

Одновременно со зданием самого театра, возводились уникальные деревянные декорации сцены, отдельный шедевр Возрождения, дошедший до наших дней в прекрасном состоянии.



Театр Олимпико - последний проект Андреа Палладио, в котором он воплотил результаты изучения классического театра и руин римских театров, сохранившихся до того времени. 




*Зрительный зал представляет собой полуовальный амфитеатр в тринадцать ступеней, завершенным полукругом колоннады.

Грандиозный портал делится на три яруса, как в античном театре. В центре нижнего яруса прорезаны триумфальная арка, называемая «царскими вратами» [porta regia] и два меньших прохода для гостей [hospitalia]. В нишах второго яруса размещены статуи академиков, а площади третьего яруса содержат изображения подвигов Геракла.*

Строительные работы начались в год смерти архитектора, но были продолжены его сыном и завершены через пять лет.

Палладио не успел спроектировать конструкции сцены, которые должны были реализовать законы прямой перспективы. 
Создавать и реализовывать проект пришлось уже другому архитектору – Винченцо Скамоцци  [Vincenzo Scamozzi]

Он же расписал декорации к премьерному спектаклю, создав на сцене уникальную иллюзию перспективы улиц города Фивы.
Росписи были также оснащены сложной оригинальной системой искусственного освещения – также авторства Скамоцци.


Созданные из дерева и штукатурки, эти декорации никогда не перестраивались и каким-то чудом прекрасно сохранились до наших дней.
Это совершенно уникальное сооружение.

Интерьер имитирует открытый классический театр древности с монументальным прямоугольным просцениумом. 

В центральных и двух боковых проходах - "улицах" прописаны мельчайшие детали домов и туда можно зайти. 
Я читала, что иногда во время спектаклей туда ставят детей в костюмах, чтобы не нарушить пропорции перспективы.



В театре даже в наше время ставят спектакли и проводят концерты. Правда, из соображений сохранности шедевра его не оборудуют системами отопления или вентиляции, а также ограничивают количество зрителей.

*Интерьер театра украшен девяносто пятью статуями, выполненными из камня и штукатурки. 

Изображенные персонажи имеют отношение к основанию Олимпийской академии или же самого театра.
Грандиозная центральная часть сцены выполнена в коринфском ордере и была подражает римским триумфальным аркам.
На центральном аттике на одиннадцати полях изображены двенадцать подвигов Геракла.
В центре, среди двух фигур Фамы, изображен стадион с гонками на колесницах - герб Академии и память об олимпийских играх, основанных Гераклом - покровителем Виченцы и символом человека, посредством своего благородства, достигающего славы.
Снизу прописан девиз академии, берущий исток у Вергилия - hic opus, hic labor est (это есть труд - это подвиг). *


После Театра Олимпико мне необходимо было просто посидеть, подумать, помечтать о прошлом.
Тут как нельзя более кстати оказался небольшой сквер перед Палаццо Кьерикати.
Кстати и прованские плюшки доела.

Но возвращаться в Падую было еще рано и я отправилась бродить дальше

Вышла к Церкви Сан Лоренцо [Chiesa di San Lorenzo] – романской церкви XIII века, с прекрасным стрельчатым готическим порталом.



Церковь служит не только храмом, но и усыпальницей для знатных семейств Виченцы.

Интерьер церкви, принадлежащей францисканскому ордену аскетично, зато здесь множество роскошных саркофагов и монументов. 
А еще – живописный клуатр XVвека.



Прогулялась по внутреннему дворику церкви, обошла вокруг самого храма. Вокруг не было ни души - сиеста.

Но небо вдруг вспомнило, что погода в этой поездке меня не привыкла баловать - стало темнеть и поднялся ветер.
Поэтому я решила двигаться в строну вокзала.
Правда по пути я еще успела прогуляться по прелестному Городскому парку [Giardini Salvi].



Не правда ли - сразу видно, что находишься в Виченце - городе Палладио.



В общем город мне понравился. 
И если собственно палаццо палладианского наследия и не произвели очень сильного впечатления (все же в анамнезе: Питер, Петергоф, Пушкин.... ), то вот Театр Олимпико - безусловно да!




Весь короткий трип по Северной Италии: Верона - Озеро Гарда: Пескьера-дель-Гарда  -  Мальчезине  -  Сирмионе  -  Падуя и фрески  -  Виченца  -  Тревизо  -  Венеция










Комментариев нет:

Отправить комментарий