среда, 9 января 2019 г.

Италия. Сицилия. Соборы Палермо и Монреале

09  Января 2019.  День четвертый

Все прогнозы на этот день предрекали дожди. На улице было промозгло и совсем не жарко, поэтому на традиционном вечернем совете было решено посвятить его собственно Палермо. 
С одной стороны, так мы могли в любой момент сбежать домой погреться или переодеться в сухое.
С другой стороны, мы ведь еще и не видели практически ничего в городе, бывшем, как ни крути, основной целью нашего короткого путешествия.

Итак, принимая во внимание погоду, решили строить маршрут от храма к храму, от собора к собору.





Очень удобно, что в центре Палермо вокруг пьяцца Беллини расположено сразу три известных собора: Марторана, Санта-Катарина и Сан-Катальдо. Еще чуть в стороне - Сан-Джузеппе-деи-Театини.





Начать решено было с Мартораны, восторженных отзывы о которой я начиталась еще дома.
Построенная еще в XII веке в арабо-норманнском стиле Марторана [La Martorana или Santa Maria dell'Ammiraglio] - один из двух кафедральных соборов епархии. 
Но знаменита она не этим, а богатыми византийскими мозаиками, одними из самых древних на Сицилиии, благодаря которым она и внесена в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Первоначально собор Санта-Мария-дель-Аммиральо возводился на средства «адмирала адмиралов» - флотоводца короля Рожера II, как домовая греческая церковь, посвященная Богородице. 
Первые три века церковь принадлежала греческой Церкви и богослужение здесь совершалось по византийскому обряду. Именно тогда, в XIIвеке интерьер церкви и был украшен роскошными золотыми византийскими мозаиками.
В конце XII века поблизости был Жоффруа и Элоизой Марторана был основан женский бенедиктинский монастырь и в середине XV века, повелением короля, подтвержденным Папой,  церковь была передана монастырю. Так церковь получила второе название – Марторана, а богослужение с этого времени стало вестись по латинскому обряду.
Естественно, в течение XVI – XVIII веков, при новых владельцах, церковь подвергалась значительным архитектурным перестройкам и интерьерным изменениям. В том числе, взамен частично уничтоженных византийских мозаик, появились барочные фрески.
Следующим этапом жизни храма была конфискация его итальянским правительством в конце XIXвека, после упразднения монастыря. Проводились масштабные работы по реставрации интерьеров храма, в том числе удаление отделимого барочного декора. Однако, если в ряде других арабо-норманнских храмов, реставрация позволила вернуть им первоначальный облик, то здесь, полностью  удалить позднейшие изменения не удавалось, не разрушив самого храма. В результате Марторана и оказалась таким причудливым, эклектичным собором, смешавшим в себе византийские мозаики, арабо-норманнский стиль и барокко.

В XX века Муссолини передал собор Итало-албанской католической Церкви и в храме, спустя пять веков, было вновь восстановлено богослужение по византийскому обряду, а сам собор был возведен в достоинство второго кафедрального собора епархии.


Наиболее интересна первоначальная центральная часть церкви с куполом, украшенная византийскими мозаиками.

Выполняли их, скорее всего, приглашенные византийские мастера, а создавались они в то же время, что и мозаики собора Чефалу и Палатинской капеллы. 


Но если в Чефалу и Палатинской капелле мозаичные работы продолжались еще долгие годы, то именно мозаики Мартораны, сохранившиеся в своем первоначальном виде, считаются древнейшими византийскими мозаиками Сициии.

Сами мозаики выполнены по четкой «программе», имеющей свои строгие законы и установленный порядок.

В центральном куполе находится мозаичный медальон, изображающий Христа Пантократора (Вседержителя), которого окружают четыре архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. 

Христос изображен как на иконе – сидящим в царском одеянии на престоле, с закрытым Евангелием в левой руке, благословляя молящихся правой рукой.

А вот фигуры архангелов изображены здесь с некоторым несоответствием византийским канонам. 

Обычно византийские мастера изображали в куполе вознесшегося Христа,  окруженного коленопреклоненными ангелами. 

В Марторане архангелы изображены не коленопреклоненными, а в неких странных позах, что за счет перспективы и размеров купола, сделало фигуры неестественно коротконогими. Возможно мастерам не хватило опыта, зато мозаики Мартораны в этом плане – уникальны.

Ниже архангелов, на стенах восьмиугольного барабана изображены восемь ветхозаветных пророков и праведников, в позе ораторов с поднятой правой рукой и развёрнутым книжным свитком в левой. 
Ещё ярусом ниже, изображены евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, сидящих перед аналоями, каждый со «своими» Евангелием. 


Вдоль основания купола, отделяя ряд архангелов от пророков, тянется узкий деревянный фриз, на котором при реставрации был обнаружен вырезанный текст церковного гимна, причем на арабском языке.
Самым же известным изображением Мартораны является мозаика на которой Христос коронует Рожера II.  Король изображён в византийских одеждах и имеет типично византийские иконографические черты, причем считается, что изображение выполнено с натуры.
А  особенной, эту мозаику делает то, что хотя Рожер был католическим королем, в отличии от канонов средневекового западного католицизма на мозаике он получает власть (коронуется) непосредственно Христом, а не его  наместником – Папой.

Все это, а также огромное количество других прекрасных мозаик, которые можно рассматривать часами, делает Мартораны одной из самых интересных средневековых соборов Палермо. 

Прямо рядом с Мартораной находится еще один известный собор Палермо - арабо-норманнский храм Сан-Катальдо [Church of San Cataldo], внешне очень похожий на мечеть. На крыше его находятся три красных полусферических купола, расположенные вдоль одной оси.
Сейчас церковь принадлежит кавалерам Ордена Гроба Господня (тем самым Тамплиерам).
Но источники в сети, которые я успела прочесть, не выделяли эту церковь как что то особенное, поэтому мы миновали ее и, короткой перебежкой под дождем, метнулись через пьяцца Беллини ко входу в собор Санта Катарина [Chiesa di Santa Caterina].

Эта церковь не может похвастаться такой уникальностью как Марторана. 


Построенная в XVI – XIX веке для женского доминиканского монастыря и освященная в честь Екатерины Александрийской, лично мне, она запомнилась, скорее, как просто красивая церковь. Возможно такое богатое убранство досталось церкви от послушниц и монахинь монастыря, среди которых были весьма и весьма обеспеченные представительницы Палермской знати.
Впервые я познакомилась с ней еще в наш первый день в Палермо, когда именно с ее крыльца фотографировала Фонтан Претория.
Церковь выходит одним своим фасадом на пьяцца Претория, а другим на пьяцца Беллини, откуда мы и вошли по внушительной двусторонней лестнице, с барельефом Святой Екатерины над входом.

Интерьер ослепляет роскошной мозаичной мраморной отделкой, позолоченной лепниной и фресками. Это уже не только барокко, но и рококо.

За роскошным главным алтарем захоронена основательница монастыря.

Посмотрев нефы церкви, мы поднялись на хоры второго яруса, где когда-то во время служб располагались монахини, получавшие таким образом возможность присутствовать в церкви,  оставаясь невидимыми для прихожан.

Необычным оказался формат посещения этой церкви.
Если в любых других соборах Сицилии, оплатив вход, мы просто бродили по всему внутреннему пространству собора, заглядывая туда куда можно и минуя все что закрыто для посещения, то в Санкта Катарине в каждом следующем помещении нас встречали  все новые и новые  юноши и девушки, оснащенные рациями и внимательно следящие куда мы идем и что делаем. Я насчитала то ли 9 , то ли 11 таких стражей.

Из окон на хорах можно было кинуть взгляд и на монастырский двор (я даже немного нарушила и открыла окно).

Немного пресыщенные роскошью золота и мрамора, не спеша, под все продолжавшимся моросящим дождем, мы пошли по виа Викторио Эммануила к кафедральному собору Палермо.

Кстати тут мы наконец съели аранчини, рекомендуемый всеми путеводителями сицилийский специалитет - рисовые колобки с разнообразной начинкой. Не всем понравилось, но мне мой мясной "апельсинчик" вполне даже пришелся по вкусу.
К этому моменту я уже почти сдалась и готова была надеть дождевик, что и пришлось сделать на выходе из Кафедрального собора.

Следующей целью был Кафедральный собор Палермо [Cattedrale di Vergine Assunta или просто Duomo]. 
Он открывается с виа Витторио Эммануила просторной площадью с громадой собора и колокольни. Но погода совсем не способствовала фотографированию и пришлось поскорее прятаться внутри.

Строился, перестраивался и реконструировался Дуомо на протяжении семи веков и за это время особенности разных эпох и архитектурных стилей причудливо переплелись и наложились друг на друга  в здании и интерьерах собора.
Собор служит местом пребывания мощей Святой Розалии - покровительницы Палермо, центром сицилийского культа этой святой.
Также Дуомо известен уникальными королевскими гробницами, здесь покоятся останки семи королей!

Но на меня, честно говоря, интерьер Дуомо не произвел какого-либо сильного впечатления. Может быть виной тому плохая погода, хотя мне казалось, что я просто уже насытилась впечатлениями в Марторане и Санта-Катарине. 

Накрывшись дождевиком побрели дальше к Норманнскому дворцу и Палатинской капелле, до которых от Кадедрального собора уже рукой подать. 
Все путеводители и отзывы путешественников сходились в том, что Палатинская капелла - именно то, ради чего надо побывать в Палермо.

Сам дворец был мрачен и угрюм.



Поскольку во Дворце работает местный парламент - на входе жесткий контроль 
ручной клади. И тут, совершенно неожиданно для всех, оказалось, что в сумке у Светланы тихо лежит себе швейцарский перочинный ножик. 
А куда без ножика в наших походах? Вино открыть, колбаску постругать, апельсинчик почистить, то да сё...
Вежливые, но непреклонные карабинеры втолковывали Свете, что они рады нам, но не могут ручаться, что она не набросится на кого-то или что-то во Дворце с ножичком и потому внутрь ее не пустят.
Мы предложили оставить ножик у них и забрать при выходе, но такой сервис оказался не предусмотрен. Ситуация становилась сложной, но тут мы придумали, что ножик моно просто оставить за пределами дворца.
В итоге Света пошла прятать ножик в кадку с каким то деревом у входа во дворец, а карабинеры внимательно следили за ней по камерам.

Наконец, начисто обезоруженные, мы были допущены внутрь, миновали вход на какую-то выставку и поднялись на второй этаж ко входу в Палатинскую капеллу.

Палатинская капелла [Capella Palatina] - одна из старейших часовен Палермо, выдающийся памятник арабо-норманнского стиля в архитектуре и  действующая церковь.


Это совершенно ошеломительное зрелище! 



Капелла была заложена в 1130 г. указом первого сицилийского короля Рожера II в качестве домовой церкви Норманнского дворца [Palazzo dei Normanni] и строилась под его личным руководством следующие десять лет. 

Именно здесь молились сицилийские короли, а позже — вице-короли.
Отделкой капеллы занимались и наследники Рожера II. Надпись на стене сообщает о завершении работ при Хуане II Арагонском в 1460 г. В последний раз Палатинская капелла подверглась реконструкции в XVII в. при Филиппе V Бурбоне.

Три стены Капеллы включены в здание Дворца а во двор выходит лишь южный фасад, имеющий вид лоджии с арками на коринфских колоннах.

Палатинская капелла решена архитектурно как базилика из трех нефов, соединенных тремя апсидами, имеет длину 33 м и ширину 13 м. Каждый из боковых нефов отделяется от главного пятью коринфскими колоннами из мрамора и гранита. 

При Рожере II был сделан редкий для Европы, но привычный для Египта и стран 
Магриба, резной потолок арабской работы. 
Потолок украшают фигуры людей и редких животных, запрещенные Шариатом, а также арабская вязь, нехарактерная для христианского храма. 
Структуру потолка образуют ячейки двух типов: мукарны — кессоны с изображениями пирующих людей, редких растений, птиц и зверей, и лакунары — выемки в форме восьмиугольных звезд, украшенные геометрическим орнаментом и арабесками.



Каменный пол с богатой инкрустацией выполнен в технике косматеско (римская сборная мозаика) с арабскими мотивами.

Амвон с двумя разноцветными парапетами  и замысловатый пасхальный подсвечник (композиция из фигур львов, мужчин и цветов), подаренный архиепископом Палермо Гуго по случаю коронации Вильгельма I, считаются жемчужинами средневекового искусства.


Также византийские мастера выполнили мозаичное оформление купола, трансепта и главной арки.

Старейшие из мозаик Капеллы относятся к 1143 г. и украшают купол, а также главную арку и трансепт. 
В центре купола изображение Христа Вседержителя с закрытым Евангелием в левой руке, правая благословляет молящихся. 
В верхней части купола изображены ангелы и архангелы в парадных одеяниях, в нижней – пророки, возвестившие о появлении Мессии. Золотой фон мозаики, свет, льющийся из окон, пробитых у ног ангелов, призваны наводить прихожан на мысли о красоте и славе Царствия Небесного. 
Мозаики трансепта изображают сцены Рождества Христова, Преображения, Крещения и воскрешения Лазаря. 
В нижнем регистре — Вход Спасителя в Иерусалим, лики отцов церкви и святых великомучеников.

В XII веке местные мастера выполнили в главном нефе цикл мозаик - своеобразный комикс, иллюстрирующий Ветхий Завет. А боковые нефы украсили мозаиками, изображающими сцены из жития святых Петра и Павла.



После такого пиршества для глаз, хотелось как-то осмыслить увиденное и чуть отвлечься. Мы забрали наш контрабандный ножик и хотели пройти посмотреть Дворцовые сады. 

Но оказалось, что они закрыты, а жаль, погода как раз и совсем ненадолго разгулялась.


Выйдя за ворота старого города, сразу за Норманнским дворцом - на пьяцца Независимости [Piazza Indepedenza], мы нашли остановку автобуса, идущего в Монреале и решили, что раз пообедать нам не удалось - мы успеем посмотреть и эту, обязательную к посещению церковь.

Некий итальянец слишком настойчиво предлагал нам трансфер до Монреале и обратно. Но как оказалось, тут же в киоске мы легко купили билеты на обычный городской автобус, с конечной остановкой как-раз в Монреале.
До открытия собора для посещения туристами было еще более часа.
 Уже изрядно проголодавшись мы пошли искать где бы перекусить, но тут случился небольшой форс-мажор. 
Совершенно неожиданно оказалось, что нам никак не прийти к единому мнению о месте обеда. Никак было не найти что-то, устраивающее всех. Мне то вполне подошел бы любой стрит-фуд, я не только не брезгую им, но даже с удовольствием пробую что-то новое и аутентичное. Но подруги были нацелены на приличное заведение и хорошее меню. 
Такого мы не нашли, съели по куску пиццы с кофе на вынос, но настроение несколько испортилось.
Скормив корки от пиццы и остатки багета, захваченные Светой из дому голубям под огромным фикусом, мы пошли на автобус.

Ехать там около получаса. Потом еще немного пройти в гору к Собору. 
Небо к этому времени вновь почернело, к тому же поднялся сильный ветер.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы [Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova] в Монреале, сейчас - ближнем пригороде Палермо, также объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 
Прославился он великолепным циклом мозаик XII века на темы Ветхого и Нового Завета.  

Строительство собора и примыкающего бенедиктинского монастыря на возвышающейся над Палермо, в семи километрах от города, горе Монте-Капуто осуществилось в рекордно короткие сроки – начавшись в 1174 году, к 1183 году оно уже завершилось.
А в течение следующих шести лет внутренние стены собора были покрыты 130 мозаиками общей площадью около 10 тысяч м², образующими один из самых больших мозаичных циклов в мире.
Потом политические и религиозные неурядицы значительно затормозили завершение работ в Соборе, освящен он был почти через сто лет, а достраивался и перестраивался  еще на протяжении XV – XVIII веков.
В начале  XIX века Собор в Монреале постигли две катастрофы – от удара молнии разрушился шпиль на южной башне, а позже разрушительном пожаром полностью уничтожен оригинальный фатимидский потолок работы арабских мастеров и серьёзно повреждены мозаики.
Работы по кропотливой реставрации заняли несколько десятилетий и позволили Собору сохранить облик  XII века и стать важным памятником норманнской архитектуры.

Собор представляет собой подобие трёхнефной итальянской базилики, но главный неф гораздо шире и выше боковых нефов. Главный неф завершается обширной апсидой,  с ценным алтарём, боковые приделы также заканчиваются апсидами, но уже меньшего размера.
Главный неф отделен от каждого из приделов девятью колоннами с резными капителями, на которых покоятся стрельчатые арки. 
Семнадцать из восемнадцати колонн собора выполнены из гранита, а одна - из зелёного мрамора. Пространство над арками до кровли, а также западная стена собора с единственными вратами, покрыты в три ряда мозаиками XII века. Пол собора выложен  из белого таорминского мрамора с порфировыми и гранитными вставками. 
Резные и богато украшенные деревянные перекрытия потолка были выполнены арабскими мастерами и напоминали потолки фатимидских мечетей Египта и Магриба. 




Главной достопримечательностью собора Монреале являются 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора. 
По площади и целостности замысла мозаики Монреале являются одним из крупнейших мозаичных циклов мира. 
Тут даже не один а пять основных циклов мозаик: Христос Вседержитель, Книга Бытия, земная жизнь Христа, чудеса Христовы и жития апостолов Петра и Павла.
Помимо сюжетных мозаик по стенам собора расположено большое число мозаичных икон святых. 

Прекрасны капеллы, устроенные по левой и правой сторонам трансепта. 





























Осмотрев сам собор, мы конечно не отказались от возможности подняться на крышу. 

Сверху нам открылся прекрасный вид на клуатр (внутренний двор) бывшего бенедиктинского монастыря, устроенный в норманнском стиле. 
Сама композиция клуатра достаточно стандартна для этого стиля, но поражает масштабом и исполнением.



Двор в форме квадрата со всех сторон окружает прекрасная колоннада, совершенно арабского вида - более двухсот резных и инкрустированных колонн с вычурными капителями несут на себе более ста стрельчатых арок.

Все колонны клуатра различаются между собой  орнаментом, материалом и капителями. Выполнены они из лавы, различных сортов мрамора, ценных пород камня и покрыты резьбой, мозаикой и инкрустацией из мрамора. Резные капители воплотили и библейские сюжеты, и фантамасгорических чудовищ, и бытовые сценки. 
Все это великолепие впечатляет и притягивает взгляд. 

В одном из углов клуатра колонны дополнительно ограждают небольшое пространство с фонтаном внутри, типичное для мавританской архитектуры.



Пробираясь дальше по крыше (под все усиливающимся ветром) - вдруг увидели в темных, почти грозовых облаках  над Палермо двойную радугу!


Красиво - правда?

Спустившись на землю и закончив осмотр Собора, решили прогуляться по самому городку Монреале, весьма симпатично выглядевшему оттуда, сверху.
Но ветер внизу оказался такой, что выворачивал зонты и срывал дождевик.
Поэтому наш запал быстро прошел и мы позорно ретировались к автобусу.
Обратно ехали в самый местный час пик, поэтому тащились весьма и весьма неспешно. 
Наблюдала местный водительский менталитет. 
Вот ведь, итальянцы, тем более - южане. Взрывной, горячий темперамент. Пробка. 
С обеих сторон, вторым рядом у магазинов, припарковалось по автомобилю и для проезда двух встречных потоков осталось только полтора ряда. Автобус ожидаемо встал, все остальные - тоже.
Из магазинов,  на громогласные гудки, совершенно не спеша вышли поочередно две дамы с покупками, так же не спеша упаковали покупки в багажники и поехали. Все поехали тоже. При этом в автобусе болтали, слушали музыку и подпевали, но никто! никто не ругался или как то иначе не выражал неудовольствие.

Впечатлений для одного дна оказалось очень, даже слишком, много.
Вечером, уже валяясь на диване в нашем временном доме, закрывая глаза я видела золотое узорное марево и великолепные узорчатые потолки.





Вся поездка по Сицилии в Январе 2019Палермо - Богерия - Эриче - Трапани - Соборы Палермо и Монреале - Монте-Пеллегрино -  Чефалу  - Палермо

Комментариев нет:

Отправить комментарий