суббота, 4 июня 2016 г.

04 Июня 2016
День четвертый: Вердонское ущелье  [Gorges du Verdon]

Предыдущий рассказ - Кастеллан

Одним из немногих мест, о которых я все-же прочла перед этой поездкой и посетить которые я должна была непременно – было Вердонское ущелье [Gorges du Verdon]

Самые захватывающие виды открываются с северного берега Гранд-каньона Прованса [Grand Canyon du Verdon] (участка между деревнями Кастеллан и Мустье-сент-Мари) – так называемой Критской дороги [des Cretes].

Сам Гранд каньон - это известняковый каньон, длинной около 20 км.

Собираясь сюда надо учитывать, что некоторая часть Критской дороги  – с односторонним движением.
Поэтому, хотя сама дорога представляет собой почти полную петлю, въезжать на нее надо в определенном направлении. Иначе через непродолжительное время придется остановиться у знака, извещающего о начале одностороннего (встречного) движения и запрещающего проезд.

На самом деле именно рассказ и фотографии одной общей знакомой о Вердоне и определили, в значительной степени, выбор направления этой поездки. Кроме этого рассказа, были прочитаны и просмотрены еще многие отзывы в Сети, так, что казалось – я уже там побывала.

Добираться сюда нам предстояло из  Кастеллана [Castellane], при этом, как раз к этой части поездки я готовилась тщательно.
В навигатор были загружены не только конечный пункт дневного маршрута, но  и место поворота на Критскую дорогу и основные смотровые площадки.
Как я уже сказала, мы решили ехать по северному берегу ущелья, по трассе D23  - так называемая Критская дорога [Route des Cretes].
Для этого нам надо было выехать из Кастеллана на трассу  D952  и ехать по ней до развилки с трассой  D955. После развилки трасса D952 идет по северному краю ущелья, а трасса D955 - по южному краю ущелья (но туда нам было не надо в этот раз).
По трассе D952 ехать до левого поворота на трассу D23.

Но начинался этот день на местном передвижном рынке.
Как и во многих западноевропейских странах, во Франции и в Провансе в том числе, местные рынки открываются в разных городках региона по определенному графику. И вот, когда утром мы с приятельницей пошли за багетами к завтраку, на площади перед муниципалитетом обнаружили раскладывающих свои прилавки местных фермеров.

Быстренько прикупив стандартные пару багетов и плюшки, мы вернулись на рыночную площадь.
Рынок еще только разворачивался, а мы спешили в Вердон. Но какие же вкусные, теплые и солнечные ароматы окутывали площадь.
Разрываясь между желанием все понюхать и попробовать и необходимостью ехать, мы купили по паре корзиночек клубники и несколько дынек-канталуп.
Ах, как в эти пару дней благоухал наш Пикассо!

Но, нас ждали к завтраку и, с трудом оторвавшись от прилавков с местными специалитетами, мы вернулись в кемпинг.
Легкий прованский завтрак и вот мы уже оставляем позади тихий городок и движемся к Вердону.

Надо сказать, по пути нас поджидал еще один автомобильный шок.
Дорога, как любая трасса в горах, несколько раз ныряет в небольшие тоннели, но вот один из них – стоит отдельного упоминания.
Он – с однополосной дорогой и при этом, хоть и короткий, но не прямолинейный, а с поворотом.  И – без светофора.
То есть въезжая в тоннель – не только не видишь едет ли кто тебе навстречу, но и не сможешь если что разминуться с таким встречным. Если честно - страшно было ужасно!

Только позже мы заметили, что въезжая в тоннель тут банально давят на клаксон. А некоторые группы автопутешественников даже отправляли  гонца – посмотреть, что там за поворотом.

Оказалось, что как минимум три штурмана в одной машине – слишком много. Поэтому первый раз мы все-же свернули не на том повороте.

Но сожалеть об этом не стали.

Зато мы попали не на верхний уровень каньона, а почти на самое его дно.
Туда, где Вердон еще виден не как бирюзовая ленточка, запутавшаяся в траве, а как вполне себе горная река.

Тут оказалась небольшая стоянка для машин и начало нескольких пешеходных маршрутов по ущелью, разной степени протяженности.

Если у есть свободное время и Вы никуда не спешите – можно устроить себе живописный трекинг.
Ну а мы возвращаемся к ошибочному повороту и движемся дальше.

В самом начале каньона мы остановились у смотровой площадки, откуда открывается вид еще не на сам Вердонский каньон, а скорее на его преддверие.

Здесь край ущелья еще на некотором отдалении от дороги и идти к нему по каменистой высохшей (хотя еще только начало июня) площадке, с россыпью камней под ногами.

Это еще не само ущелье, вернее, конечно, тоже оно, но в самом начале. А вот там, внизу - цепочка автомобилей - это как раз то место, куда мы зарулили по ошибке вначале.
Уже впечатляет – не правда ли?

При этом путеводители не зря советуют ехать именно по северной стороне ущелья.
Она выше и противоположный берег - как на ладони.

Правда мы не учли положение солнца - оно светило в лицо и то, что видели глаза, на фото мне запечатлеть так и не удалось.

Преодолев все сложности и даже не пропустив (почти) заветный поворот на Критскую дорогу, мы оказались в самом сердце Воздуха, Гор и Неба!

Удивительные панорамы!

Не будучи специально обученным писателем, совершенно безнадежно  пытаться описать эту Красоту.

Это одно из самых красивых мест, которые я видела. Покрытые зеленью обрывистые скалистые берега ущелья и ярко-бирюзовый Вердон внизу.

Когда ты стоишь на краю скалы, а вокруг только огромная пустота и небо, рядом с тобой, а порой и ниже парят орлы, а где-то далеко-далеко внизу  исчезающе тонкая змейка реки.

Большой каньон Вердона – самое длинное и самое глубокое ущелье Франции.
При сравнительно небольшой протяженности (около 19 км.) глубина каньона достигает 700 метров!

А расстояние  между берегами каньона на самом узком его участке – всего 198 метров! Кажется до противоположного берега ущелья рукой подать…

Движение организовано неплохо. Хотя сама дорога довольно старая и узкая (даже там, где движение двустороннее), о туристах позаботились.
Достаточно часто сделаны расширения дороги и небольшие места для остановки и смотровые площадки с ограждением.
Хотя никакой действительно цивилизации, в виде магазинов, кафе или туалетов - нет. Но они бы только мешали и нарушали впечатление природной сказки.

Обычно на остановках долго не задерживаются, посмотрели, пофотографировали и поехали дальше. Тем более, что сзади подъезжают следующие авто и им тоже нужно место остановиться.
Не знаю, как здесь в высокий сезон, но в начале июня можно было еще найти место для парковки.
А поскольку разминуться или свернуть тут некуда - так и встречаешь одних и тех же людей на каждой следующей смотровой площадке.

На самом верху мы даже устроили мини-пикник, с клубникой, дынями и видами на прекрасное!
Сложно выразить словами, но такие места - они наполняют душу удивительным покоем и, в то же время, - силой.
Мне только было очень жаль, что со мной здесь не было сына и дочки - так хотелось бы показать им это волшебство!

А еще, когда стояла на одной из верхних смотровых площадок и любовалась орлами, парящими вот прямо тут - вдруг прямо из пропасти  из-за ограждения площадки вылезли скалолазы.
Очень неожиданно. Как оказалось, их тут много, просто увлеченная природными красотами, я совсем не обращала внимание на людей.

Так мы проехали пять или шесть видовых площадок и стали понемногу спускаться вниз.
Примерно перед предпоследней площадкой как раз дорога стала односторонней и мы наблюдали авто, разворачивающееся обратно.

А уже через некоторое время впереди показалась еще одна площадка, где было непривычно много туристов и велосипедистов.

Это оказалась первая смотровая площадка с другой стороны ущелья, до которой еще можно было доехать с этой стороны на машине.

Надо признать, вид здесь тоже был впечатляющий.

И вот такая бирюзовая вода - благодаря известнякам скальных пород.

Здесь Вердон, запруженный при строительстве дамб,  разливается и образует искусственное озеро - Сент-Круа [Lac de Sainte-Croix].

Над озером парили разноцветные купола парапланеристов - им здесь раздолье.

Кстати, деревушка Les Salles sur Verdon, затопленная при строительстве дамбы, была воссоздана вверх по течению реки. Именно там мы собирались остановится и даже лелеяли надежду искупаться.

Правда - не повезло, погода снова испортилась и когда мы вечером выбрались купаться - самое большее на что нас хватило - зайти "помочить ножки".

Правда я чуть забежала вперед - до того как заселиться в отель, мы еще доехали посмотреть живописную деревушку Мутье-сент-Мари.