четверг, 26 апреля 2012 г.

Нидерланды. Харлем

День первый - Харлем

Для меня отношения с железными дорогами Нидерландов сложились непросто.
Впервые столкнувшись с ЖД Голландии я сделала для себя неприятное именно своей неожиданностью открытие.
Кроме поездов "IR" (аналог наших электричек насколько я поняла), в поездах более-менее дальнего следования ("IC" например) в самом поезде нет ни схемы маршрута (что в общем то понятно) ни бегущей строки с объявлением следующей станции.
Даже голосовые объявления имели место не всегда.

Приходилось задавать вопросы попутчикам, но вот если спросить что-то я еще как то могу, то понять толком ответ не всегда удавалось... слишком бегло они говорят на английском.
В такой ситуации полезным было бы взять на станции расписания-схемы маршрутов, но я не нашла где это можно сделать.
Мы обошлись фотографированием своего направления в расписании на станции (которое как раз всегда присутствует и достаточно понятно и подробно) и банально отслеживали свой маршрут по нему.

Это правда не спасло нас в полной мере и пару раз мы таки уезжали не в том направлении — но тут еще виновата наша невнимательность уже при определении нужного поезда...
И первый раз это произошло с нами как раз по дороге из Лейдена в Харлем.
Несколько уже подустав от прогулки за один день по парку Кекенхоф и Лейдену, мы погрузились в поезд и поехали "домой", в Амстердам.

Но я помнила, что по дороге в Лейден, пока я усиленно вглядывалась в быстро мелькающие  указатели на станциях и вслушивалась в редкие объявления - предыдущей остановкой нашего поезда был Харлем.
А Харлем числился одном из пунктов, намеченных к возможному посещению.
Так почему бы не сейчас собственно?
Тем более - погода на глазах улучшалась, обувь у нас почти совсем просохла, а что будет завтра - никому не известно...

Поэтому не успел поезд отойти от станции, как было принято решение - выйдем по дороге в Харлеме и прогуляемся еще и там.
Щаззз...
Первым делом оказалось, что мы все же не сможем попасть в Харлем. Наш поезд шел из Лейдена в Амстердам, но не через Харлем, а через Схипхол...
Но ведь решение уже принято? Так? Так!
Поэтому упершись рогом мы поехали в Харлем с пересадкой в Схипхоле (всю дорогу переживая по поводу того, что сказать контролеру, если таковой поинтересуется - куда это мы едем по "не тому" билету) ...
Мы все же приехали в Харлем.
Формально - это самый старый город Голландии.
Он упоминается в летописях уже с X века, задолго до того же Амстердама например.
И, между прочим, в свое время именно он стал первой резиденцией Голландских графов и продержался в этой должности с XI по XIII века!
Кстати именно в Харлем из Амстердама была проложена первая в Голландии железнодорожная ветка, ну как у нас из Питера в Царское село...

Удивительный вокзал Харлема сам по себе достопримечательность. Голландцы бережно сохранили здание, построенное  еще в начале XX века взамен старого.... Так трогательно...

И кто бы сомневался - через пятьсот метров пути - пошел проливной дождь!
Но судя по карте Харлема в нашем путеводителе, городок невелик и мы решили не отступать.
Переждав ливень под маркизой какого-то кафе, мы упрямо двинулись к центральной площади города - Grote Markt.

Узенькие улочки после дождя были тихие и словно дышали удивительным покоем.

Несмотря на то, что был уже вечер буднего дня, народу на улочках было немного, из чего мы сделали вывод, что городок всегда такой домашний и тихий.

Шли мы недолго, но вдруг совершенно неожиданно нас накрыло гулкими волнами "тыдым-тыдым-тыдым" музыки. Это было совершенно нереально.
Тихий умытый старинный городок и гулкие удары балаганной музыки.

С опаской выглянув из-за угла на Торговую площадь я, надо признать,  несколько оторопела...
Всю практически территорию главной площади (главной, но при этом все же средневекового образа и размера)  занимали карусели, колесо обозрения , ярмарочные балаганы и не пойми еще что...
И тут меня осенило! Надо сказать о том, что время нашего вояжа приходится на празднование Дня Рождения Королевы я узнала сугубо постфактум того, как купила билеты.
Я не люблю толпу, даже самую праздничную.
Поскольку в сам ДРК мы уже должны были быть в Брюсселе - я опрометчиво решила, что сие мероприятие не доставит нам особых хлопот. Ну помимо того, что стоимость отелей взлетела раза в два и номера разобрали кажется еще в феврале...
К сожалению...
И в Амстердаме, и в Харлеме и в Делфте ... всюду где только это оказалось возможно - все центральные площади были отданы на откуп балаганам.
Народ веселился вовсю! Музыка гремела отовсюду, огни сверкали, дети (и не только) визжали на аттракционах...
Это в самом деле было очень ярко и красочно. Не спорю...
Но совершенно уничтожало всякое ощущение старины и истории, которые, я уверена в этом, присутствовали бы в таких местах в любое иное время.
Да и, просто-напросто, ни самих площадей ни каких-либо архитектурных достопримечательностей на них элементарно не было видно.
Меня это несколько огорчило...

С сожалением побродив по площади, а если быть точной в формулировках, то попробиравшись и попротискивавшись между ярмарочными балаганами и ларьками с сахарной ватой, в тщетных попытках представить себе - как это должно смотреться в "натуральном" виде, мы ретировались...
А ведь, судя по прочитанному ранее, застройка Гроте Маркт сохранилась практически нетронутой с середины XVII века.

Так здание Ратуши, строившееся и перестраиваемое несколько веков, стоит на том самом месте, откуда и начиналась история города. В ней даже сохранился банкетный зал пфальцграфов Голландских.
Основной доминантой площади (конечно, когда нет колеса обозрения) является Собор Святого Бавона [Grote of Sint-Bavokerk], построенный в позднеготическом стиле.
Строился он с 1400 по 550 годы над могилой покровителя города Святого Бавона.
Колокольня Гроте Керк, высотой 80 метров -  весьма впечатляюща.
Даже в Собор нам попасть не удалось - мы просто подергали все закрытые двери
Только вернувшись домой я прочла, что вход в Гроте Керк - через один из прилепившихся к его стенах магазинчик... не догадались...
Еще мы обошли вокруг интересное здание красного кирпича, также выходящее фасадом на Гроте Маркт.

Это здание Де Халлен, представляющее собой на самом деле единой целой из двух зданий:
- Фейверхале, где сейчас размещены выставки голландских импрессионистов, и
- Флейсхал - здание бывшего Мясного рынка, о чем красноречиво свидетельствует украшающая фасад голова быка, использующееся сейчас как выставочный зал.
Несколько огорченные, мы отправились бродить вокруг.
Сам по себе, городок очень пристоен.
Тем более, что периодически принимавшийся дождь, все время немного освежал нам тротуары и домики.

Старый центр, хоть  не представляет собой какого-то единого ансамбля, все же достаточно .органичен.
Так что, погожим днем и в любое время, кроме кануна ДРК я думаю, здесь можно очень неплохо провести денек-другой

Предыдущая часть рассказа о путешествии...

Полный маршрут поездки : Нидерланды-Бельгия (Апрель-Май 2012) ::

Парк Кёкенхоф - Лейден - Харлем - Амстердам  - Делфт - Брюссель - Брюгге - Антрверпен