вторник, 7 февраля 2012 г.

Португалия. Лиссабон. Белем

Продолжаю начатый ранее рассказ о моем знакомстве с Лиссабоном.


Абсолютно все отзывы в интернете и "бумажные" путеводители утверждали, что Монастырь Жеронимуш [Mosteiro dos Jeronimu], т.е.монастырь ордена Иеронимитов, — это то, что обязательно надо увидеть, если Вы едете в Лиссабон. 
Абсолютное must see.
Теперь я могу это подтвердить!


Доехать до Белема мне было удобнее на трамвае №15 от площади Фигейра (с конечной остановки в правом нижнем углу площади).
Ехать довольно долго и трамвай сильно загружен, поскольку это один из основных видов общественного транспорта, связывающий густонаселенную окраину с центром.города.
Добавило остроты ощущений то, что в отличии от иных европейских стран, в Португалии в трамвае и автобусе не объявляют следующую остановку и нет схемы маршрута внутри салона. 
Но на этот раз мне повезло и я увидела Белое кружево монастыря Жеронимуш в окно трамвая. Вернее даже сказать не увидела — а сразу поняла, что это — именно он.


Лиссабон, Белем. Монастырь Жеронимуш [Mosteiro dos Jeronimu]
Особенно надо сказать, впечатлили эти зефирные стены после тесного трамвая...
Монастырь Жеронимуш,  с полным на то основанием считается шедевром и эталоном стиля мануэлино. 

Построен он был в эпоху великих географических открытий, в ознаменование очередной великой победы Португальских первооткрывателей и завоевателей земель — триумфального возвращения экспедиции Васко де Гама. Кажется именно на том месте, где тот молился о даровании удачи перед началом экспедиции.
Первоначально монастырь принадлежал церковному ордену Святого Иеронима, который и дал ему название.
Первое, что обратило на себя внимание, было роскошное оформление Южного портала — смотрящего на Тежу.


Лиссабон, Белем. Монастырь Жеронимуш [Mosteiro dos Jeronimu]
Рассматривала я его долго, ведь чего только не было в этом "наборе" скульптур, орнаментов и просто резьбы по камню. Напрашивается характеристика "буйство красок", но как раз "краска" то была одна — белая, а вот "буйство" — присутствовало в полной мере.
Поскольку двери в западном портале, ведущие в церковь, были пока закрыты, я решила начать с внутреннего дворика.


Лиссабон, Белем. Монастырь Жеронимуш. Внутренний двор
В виду раннего утра, здесь еще не было туристов и в кассу я подошла первой в этот день.
Ах, как красив этот дворик в утреннем освещении!
Общее впечатление -легкости и парящего изящества! 
Крытая двухярусная галерея по периметру призводит удивительное ощущение воздушного кружева. При этом резные колонны, арки и балюстрады в тени и на солнечной стороне образуют резкий контраст. 



Лиссабон, Белем. Монастырь Жеронимуш [Mosteiro dos Jeronimu]. Внутренний двор
Я обошла весь, небольшой надо сказать, дворик несколько раз. Погладила по носу фонтанчик-льва.
Зашла в темный проем в юго-западном углу дворика и обнаружила там бывшую трапезную монастыря. Стены здесь украшены замечательными панно из азулежуш XVIII века (1 этаж — вход из внутреннего дворика).
Дальше, по скрытой в стене церкви довольно широкой для таких мест лестнице я поднялась на второй ярус крытой галереи. Обошла пару кругом и по ней, рассматривая уже вплотную изящество резьбы по камню и потертые ветром скульптуры.
Отсюда же, пройдя через дверь в юго-восточном углу галереи,я попала в здание капитула, сразу на второй ярус церкви.


Лиссабон, Белен. Церковь Санта Мария
Спустившись вниз через сувенирный магазинчик, и с трудом просочившись через шумную толпу студентов, я зашла в церковь.
После солнечной невесомости внутреннего дворика — здесь было торжественно и сумрачно. Но не было гнетущей темноты и холода готических соборов. Обычная такая роскошь и великолепие.



Здесь, сразу у входа, находятся саркофаги Васко де Гама (слева) 


Лиссабон, Белем. Церковь Санта Мария. Саркофаг Васко де Гама
и Луиса Камоэнса (справа).
Здесь же надгробия членов королевской династии Мануэла I и его жены Марии, Жуана III и доны Катарины. Здесь же надгробие короля Себастьана I , но оно пустое, так как король погиб на поле боя.
Надгробия поддерживаются фигурами слонов и выглядят скорее экзотично.




Вынырнув на белый свет и обогатившись в расположенном напротив входа в монастырь информационном киоске, ненужной уже картой Лиссабона, я направилась к чему-то белевшему на берегу Тежу.
Это оказался памятник Первооткрывателям. 
Ну что сказать — для осознания пропасти между далеким и недавним прошлым архитектуры даже совершеннейшему профану (такому как я), достаточно просто оглянуться на монастырь


Лиссабон, Белем. Монастырь Жеронимуш
и посмотреть на монумент.


Лиссабон, Белем. Памятник Первооткрывателям
У авторов в самом деле была одна муза?
Интересна здесь пожалуй только мозаичная карта на площадке перед монументом, очень уж впечатляют португальские завоевания в мраморе...
Даже такой любительнице высотных обзоров как я, — не захотелось подняться на смотровую площадку в монументе. Не понравился он мне категорически...
Поэтому я побрела не спеша на свет мануэлизма, угадываемый в перспективе набережной, чуть дальше за маяком. 


Лиссабон, Белем. Башня Белем и маяк
Там правда, все же не выступал из воды, а просто возвышался на отмел "Белый страж Лиссабона".
Построенная в XVI веке почти на середине реки Тежу, башня была и небольшой цитаделью и маяком, указывающим путь домой в бухту Лиссабона морякам, возвращающимся из походов эпохи Великих географических открытий.
После того, как в XIX веке северный берег Тежу были частично осушен — башня оказалась практически на берегу.



Лиссабон, Белем. Башня Белем [Torre de Belem]
Поскольку билет у меня был куплен еще в монастыре Жеронимуш я сразу поднялась на террасу первого яруса.
С террасы открывается неплохой вид на акваторию Тежу, мост имени 25 Апреля и монумент Христа на противоположном берегу реки.


Лиссабон, Белем. Вид на Тежу, Монумент Первооткрывателям,Мост 25 Апреля и Санта Христо
Здесь же на террасе, лицом к морю статуя Мадонны с младенцем, молящейся о защите и благополучном возвращении домой мореплавателей.
Без всяких сомнений я вскарабкалась по узкой винтовой лестнице на самый верхний уровень. Надо сказать лесенка правильная — двое могут разминутся только если оба комплекции не толще среднего и смогут распластаться по стене. Фотоаппарат с большим объективом на шее одного из встречных чуть было не заставил меня пятиться назад наверх...
Сторожевые башенки тоже правильные — только самое необходимое для караула.




Во внутренних помещениях небольшие экспозиции на темы сурового быта старинных стражей и мореходов.
Спустившись вниз, перешла проспект по эстакаде над дорогой, бросив прощальный взгляд на башню, 




и на том же 15 трамвае отправилась в центр. Было время сиесты и трамвай оказался переполнен, но до Торговой площади мы все же добрались.

Полный маршрут поездки - Португалия (Февраль 2012) ::


Комментариев нет:

Отправить комментарий