понедельник, 14 сентября 2009 г.

Соединенное Королевство. Шотландия

Итак, отправившись на скоростном поезде  с Кинг-Кросс за каких-то 5 часов мы пересекли почти всю Шотландию.
И если сначала поезд шел довольно унылыми местами, то где-то часа за полтора-два до прибытия в Эдинбург справа, время от времени, стал показывался обрывистый берег океана. Почти всегда пустынный. Довольно быстро темнело.
Выйдя незадолго до прибытия в тамбур, я от нечего делать стала изучать таблички на дверях вагона.  Не понимая толком, что там написано разбирала пиктограммы. И, к своему удивлению, поняла, что инструкция посвящена несколько нестандартной процедуре открывания этих самых дверей. Процесс выглядел так, что надо было открыть окошко в двери, протянуть руку наружу и открыть дверь за механическую ручку, расположенную на двери снаружи. Тут ко мне присоединились мои попутчицы и я посмеиваясь показала им эту забавную инструкцию. Все немного посмеялись и стали разбираться с чемоданами. Поезд тем временем подошел к платформе и остановился. Двери автоматически не открывались. Мы стояли в тамбуре и ждали. .. Ничего не происходило. И только когда из глубины вагона подошел местный житель и открыл двери именно тем самым "предписанным" способом - мы поняли, что инструкция была действующей....
Без проблем найдя такси через полчаса мы были в отеле. Великолепный своей одновременной древностью и домашностью отель. С удивительными переходами вверх-вниз по лестницам и невероятным количеством кроватей в двухместном номере.
Заселившись, мы решили что еще вполне себе не поздно посетить местный паб, несмотря на то, что было совсем темно. Пройдя по улочке, показавшейся нам в темноте глухой окраинной, мы забрели в ближайший же паб, светившийся в ночи приветливыми огнями. Там было очень по-домашнему, уютно и тепло. И там наконец я почувствовала себя как дома.
А утром нас ждала Шотландия!

В холле нас встречала наш замечательный гид - Софья Соболева, наша спутница на ближайшие 6 дней. Удивительно знающий и доброжелательный человек, с прекрасным чувством места и времени, искренней любовью к Шотландии и желанием открыть эту замечательную землю нам.

Погрузив свои чемоданы, мы расселись в минивене и покатили на север.
День первый - 09 Сентября 2009

Это был первый в череде самобытных (пусть и не всегда исторических) шотландских замков.
Именно в этом замке по преданиям было провозглашено в древних веках объединенное королевство Шотландия (Scot Land) и местные предводители кланов, приносили королю помимо клятвы верности еще и горсть своей земли - из которых и возник рукотворный холм.

На холме долгие годы стоял так называемый Сконский камень - символ шотландской королевской власти. На нем короновались первый король Шотландии и несколько поколений его преемников.До тех пор, пока английский король Эдуард I не увез его в Вестминстерской аббатство, где с тех пор он спрятан под коронационным троном английских королей. А в Сконе на прежнем месте у часовни стоит реплика.

Мы прошли по пышным залам, до сих пор частично жилого замка, в значительной степени возведенного заново в XIX веке и вышли в парк. Парк замка великолепен. Разноцветный вереск и тисовая аллея, вечнозеленый лабиринт и старый развесистый тисс, кажется самый старый в Шотландии. А еще здесь по дорожкам гуляют павлины...

Следующая наша остановка - Кранног-центр [ www.crannog.co.uk/index.html ], расположенный на озере Лох-Тэй.
Здесь группа энтузиастов-археологов воссоздает древнее поселение кельтов в кранногах - особых домах на сваях , построенных по технологиям, которым  более  5000 лет, пытаясь воссоздать древние ремесла и проводя археологические исследования. В таких домиках жили большими семьями, ловили рыбу прямо в отверстии в полу, а при возникновении опасности - просто сжигали мостки,соединяющие дом с берегом.

Здесь же стоят древние ткацкие станки и можно, при наличии желания и настойчивости, - добыть огонь трением.

Настало время пообедать, и на нашем пути как по волшебству возник старейший в Шотландии (существует с 1572 года) отель Кенмор вместечке Теймаус. Это было наше первое знакомство с шотландской кухней и конечно мы не могли не попробовать хаггис. Правда наслушавшись страшилок и опасаясь, что есть его мы не сможем, - заказали одну порцию на пятерых. А зря! Мне например весьма понравилось и потом я еще не раз согревалась этим калорийным блюдом.

Дальше наш путь лежал в национальный парк Троссекс [Trossachs].Сначала мы задержались у водопадов -перекатов Дохарт [Dochart],

потом плыли в туманах отцветающих вересковых пустошей...
А дальше... дальше вокруг стали подниматься все выше и выше скалы и вдруг, за  очередным поворотом дороги, перед нами совершенно неожиданно распахнулась просто сказочная красота

Ущелье Гленн Коэ [Glen Coe] воспето в шотландских балладах, как место где произошла одна из кровавых драм междоусобной войны, надолго опозорившая клан Кемпбеллов. Именно в этих горах по преданию жил Роб Рой.

К сожалению день заканчивался и были вынуждены прерваться на ужин и сон. В эту ночь мы остановились в Форт Уильям. Забросив в номер вещи мы решили что успеем еще прогуляться по окрестностям, поискать расположенный где-то недалеко водопад. Поскольку куда именно нам идти мы не знали, мы вызвали после ужина такси. Но рассевшись в такси мы поняли, что не знаем как определить для таксиста цель нашей поездки... поэтому было просто задано направление... А прервать поездку мы решили когда коллективный разум решил, что городок скрылся за спиной уже слишком давно и вокруг бродили уже только коровы...
Тут мы и покинули несколько ошеломленного таксиста. Думаю в Форт Уильяме до сих пор в пабе рассказывают про пятерых русских дам, заказавших такси от отеля до коровы...
Но зато какие там коровы!

Не правда ли - красавицы? Феерично лохматые и полностью самостоятельные - их не пасут и не доят. Они просто там живут. Еще они бывают чисто черного окраса.
На обратном пути (слава навигатору и хорошо, что я отметила отель на карте перед посадкой в такси) мы собирали ежевику на живой изгороди и грибы на газонах... по сторонам поднимались горы Глен Невис, куда мы завтра собирались подниматься, и шумела горная река с перекатами.
Чуть пройдясь по городку, где добропорядочные шотландцы уже разбредались из пабов по домам, мы тоже рухнули по постелям.

День второй - 1
0 Сентября 2009

Наутро после завтрака с волшебно вкусными яичницей с беконом и плюшками, мы вновь рвались на подвиги.
На этот день у нас был запланирован подъем на гору Онах Мор в горном массиве Невис Рейнж, располагающемся в начале цепочки озер, пересекающих поперек всю Шотландию от залива Мори-Ферт на западе до залива  Ферт-оф-Лорн на востоке. Поднявшись по канатной дороге дальше мы пошли пешком. И если внизу, в долине было довольно тепло - здесь наверху было сыро холодно и ветрено. При этом вокруг было довольно оживленно - туристы, местные любители пеших прогулок и фанаты горных велосипедов. Горы здесь плотно укрыты ковром из влажного вереска, мхов и трав. А еще огромными и не очень каменными глыбами, когда то принесенными ледниками.
И наконец, когда тебя кажется уже сдувает с макушки горы, - впереди распахивается потрясающая перспектива цепочки проливов - озер.... которой не видно края... Грейт Гленн или Великая Долина. Озера: Лох-Линне  -  Лох-Лохи -  Лох-Несс.

У начала озера Лох-Несс рядом с Форт Аугустос мы полюбовались на речные шлюзы и "Мост вздохов", на котором, по преданию, шотландцы, эмигрирующие в Америку, танцевали свой прощальный танец...

А дальше нас ждала встреча с Лох-Несс. Не то, чтобы мы ожидали встретить саму Несси, но все же все же...Ведь это озеро - самое глубокое в Шотландии, мало ли что притаилось в такой глубине и темноте.
Нас солидно экипировали и мы полетели по озеру на скоростном катере. Это было замечательно! Провожаемые завистливыми взглядами, мы обгоняли тихоходные экскурсионные калоши...А по берегам вставали из воды каменные осыпи и вековые леса, стены старого аббатства и разрушенного замка Урхарт, древние кресты и настоящие олени...

Высадившись на сушу мы поехали к широко известному замку Эйлен Донан. Именно здесь снимали "Горца", так что его называют замком Мак-Лауда, хотя то не так. Расположен замок на островке на озере Лох-Дух и соединен с сушей маленьким мостом, правда во время отлива мост оказывается "сухопутным".

Рядом с замком - мост на остров Скай, самый большой остров архипелага Внутренние Гибриды, переправившись по которому, мы направились к столице острова - городку Портри. Здесь наш ожидал отель Rosedale, в котором нам предстояло провести целых две ночи - и он оказался вот в таком чудесном домике.
Не правда ли - очаровательный вид?!

Просто сказочный городок. Успев пробежаться по окрестностям и приметить на завтра долгожданную почту - мы вернулись в отель.
Ко сну нас провожала вот такая идиллическая картина

не прадва ли - сказочяая?

День третий - 11 Сентября 2009

Тихое утро встречало нас удивительным пасторальным рассветом. Вокруг еще все спало, даже море и ветер. Тишина просто нереальная.
Вид из окна нашего номера на залив -

Так и хочется вообразить себя местной жительницей, вставшей спозаранку , вышедшей на берег, отвязавшей маленькую лодочку, на которой положено добраться уже до яхты и подняв парус тихо-тихо заскользить вдоль озера... туда в туман и тишину...
Однако - мы ж туристы и время, к сожалению, -  не ждет.

Но сначала - остановка на покрытом вездесущим вереском берегу. Здесь мы нашли небольшой но красочный водопад Килт Рок, обрывавшийся с шотландского берега в океан. На берегу - милые скамеечки "для медитации" а там, за горизонтом - берег Америки (по крайней мере Софья утверждала именно так, а у нас не было оснований ей не верить...).

Дальше мы стали подниматься ближе к началу пешеходной тропы. И тут нам по пути, а вернее - навстречу попалась замечательная компания. Тропка для них узкая, шли они встречными галсами. И сойдясь посреди  тропы стали выяснять - кто же все-таки  "более прав", а кто - должен уступить дорогу... Выясняли просто - упершись крутыми рогами и широкими лбами друг в друга, толкали соперника до тех пор, пока он не признавал себя побежденным уступив тропу. Вообще овцы, как и коровы, в Шотландии совершенно самостоятельны. Хозяева находят своих только когда их пора стричь.

Оставив овец выяснять отношения мы вышли из машины и начали пеший маршрут. Места вокруг разворачивались с каждым шагом все удивительнее. Отроги гор массива Куиранг, покрытые изумрудным мхом и розово-бурой мозаикой вересковых зарослей и маленькие чистейшие озерца, отражающие в себе голубое-голубое небо.

И, хотя местами тропу пересекали совсем уж узкие щели, промытые потоками воды, мы упрямо шли вперед! Красота вокруг была изумрудно-зеленой и мягкой как мох...

Покорив вершину и благополучно вернувшись назад, мы встретили очередных местных жителей отправлявшихся по пройденному только что нами маршруту.! Мы переглянулись с ними уже практически как "свои".
Нагуляв нешуточный аппетит мы отправились в заранее заказанный ресторан  "Three Chimneys", т.е. "Три трубы", славящийся блюдами из свежайших, выловленных прямо тут же в океане морепродуктов. Вроде он даже занимает не последнее место в каком-то мировом рейтинге. Но мне не очень понравилось, несмотря на то, что морепродукты я очень люблю. Для меня - слишком пафосно... Но зато я таки проглотила одну устрицу, решив, что если не сейчас, то когда и где их пробовать?
Рядом расположен местный "краеведческий музей". С полу-домами полу-землянками и экспозицией местного быта древних веков.

После таких землянок очень контрастно смотрелся очередной замок, - Данвеган, который мы посетили. Замок открыт для посетителей. Если виденный нами ранее замок только участвовал в киносъемках в качестве замка бессмертного Горца Мак Лауда, то вот именно этот замок  -  родовой замок Мак Лаудов.
Замок внушителен сам по себе, но особенно красив с воды.

Софья, несколько огорченная тем, что мы опоздали посетить интерьеры замка,  организовала нам спонтанную экскурсию к лежбищу котиков, расположенному прямо по соседству с замком.
Погрузив нашу компанию на лодку местные смотрители, и по совместительству - гиды повезли нас прямо к лежбищам.
У меня сложилось впечатление, что добросовестные гиды решили предъявить нам "в лицо" каждого котика персонально. Мы объехали их всех!!!

Усталые но донельзя довольные мы вернулись ночевать в уже обжитую гостиницу в Порттри.

День четвертый - 12 Сентября 2009

На следующее утро мы должны покинуть  гостеприимный остров Скай. Теперь, после знакомства с этим островом, делать это так скоро оказывалось совсем не легко...

Кстати забыла рассказать о еще одной достопримечательности острова - дорогах. здесь удивительно (слишком часто приходится использовать это слово, но что поделать...) приятные дороги. Одни однополосные, с "карманами", расположенными в пределах прямой видимости,  и принцип движения весьма дружелюбен. Каждые едет куда ему надо, а при встрече просто тот, кому ближе до кармана, заруливает туда и пропускает визави, причем не важно вперед ему приходится двигаться или назад. Еще и ручкой так приветливо машут...

На пароме переправляемся  через Атлантику обратно на материк в порт Маллай.
Именно отсюда кстати начинается известная старинная железная дорога, по которой до Форта Уильям до сих пор ходит историческо-туристический  поезд "Якобит", тот самый, что снимали в фильме "Гарри Поттер". А еще на этой дороге есть частная станция - во время строительства дорога  по проекту должна была проходить по частным землям и хозяин в обмен на разрешение проложить дорогу по своей земле и некую финансовую помощь в строительстве, получил разрешение построить личную, частную станцию. И она функционирует до сих пор...
Здешние места - Гленнфиннан  не менее живописны, чем все Шотландия, а на пути паровозика есть старинный виадук, также снимавшийся в "Гарри Поттере".

Проехав по дороге, петлявшей параллельно железнодорожной ветке, мы остановились перекусить припасенными с собой "фастфудками" в местечке Гленфиннан, рядом с которым нашли чудесный ландшафтный парк.

Погода разошлась почти по летнему - и мы отправились бродить по парку, в очередной раз опустошая кусты ежевики. Пейзажи вокруг просто волшебные.

Следующее место нашего визита - Обан, портовый и частично курортный городок. Здесь мы разместились в просто таки средневековом замке - отеле Коламба.

И отправились на запланированную экскурсию в старинную  вискикурню. Виски - такой же символ Шотландии как килт и хаггис. Несмотря на то, что Ирландия оспаривает у Шотландии право именоваться родиной виски ( и небезосновательно) - это все же исконный местный напиток.
Мы познакомились со всем процессом вискукурения и даже попробовали неразбавленный 80-ти градусный виски, именно таким он выстаивается в бочках и лишь перед разливом в бутылки разбавляется до 42 гр. Я не могу пить крепкие напитки, но не могла остаться в стороне от дегустации. Как ни странно, 80 гр. "пошел" легче, чем 42 гр.
После дегустации мы были полны сил и желания прогуляться. На улице мы встретили компанию молодых людей, явно отправлявшихся на какое-то мероприятие, причем трое молодых людей были в килтах. Надо отдать им должное - они смотрелись очень естественно.
На вершине холма мы углядели некое подобие римского Колизея.

Ну разве мы могли не подняться? Конечно нет.
Вновь вдоволь наевшись по пути никому кроме на похоже не нужной ежевики, мы поднялись на холм.
Как позднее рассказала Софья - этот Колизей - плод оригинальной идеи одного местного мецената. Он решил построить его в своем городе просто для того, чтобы обеспечить работой местных жителей во время кризиса.
Внутри этой стены расположен милый небольшой городской парк, а со смотровой площадки открываются прекрасные виды.

Вечером мы замечательно посидели с кружками эля в пабе при отеле, с удовольствием наблюдая местную жизнь, текущую за стеклянными витринами.

День пятый - 13 Сентября 2009

Рано утром мы выезжаем к бухте Исдейл, где нас ждет прогулка на катере по Атлантике.
Погода по прежнему несказанно радует, вызывая уже явное удивление нашего гида, утверждающей, что подобной погодной аномалии она за 5 лет в Шотландии не видела. Мы рассказали ей, что с нами Светище и именно она - "виновница" такой аномалии. Софья предложила Свете похлопотать к следующему ее визиту о введении личн для нее поста министра погоды Шотландии.
По дороге к бухте мы заглянули в частный сад, куда за совсем символическую плату пускают подивиться проезжих туристов.десь царили благолепие и изящество.

А потом, вновь "упаковавшись"с ног до головы мы вышли в океан!
Вокруг была бездна синей-синей воды, покрытые вездесущим вереском скалы и небо!
Кое-где из воды выглядывали нерпы, а на отмелях стояли столбиками черные бакланы. А в узкой горловине заливчика во время приливной волны мы видели дельфинов.

Вдоволь надышавшись океаном мы ступили на твердую землю.
И посте бешеной гонки по бурлящей воде захотелось покоя и тишины.
Именно их мы нашли в Килмартине - древнейшей столице скоттов на землях Шотландии. Поселения здесь известны еще со времен неолита. До си пор на полях стоят мегалиты, - выветренные каменные столбы - менгиры, местами они установлены  кругами, пространство между ними сплошь засыпано круглыми булыжниками. Авокруг стоят деревья, росшие еще в лесах друидов.
Еще сохранились вот такие сооружения:

Все эти места находятся в пределах графства Аргайл, - одном из крупнейших в Шотландии. А когда то на тих землях жили и знаменитые Кемпбеллы, о которых слышали даже те, кто не знает больше ни одного клана.
Вот в родовой замок Кемпбеллов - Инверари мы и направились.
Кемпбеллы прославились в истории Шотландии  не столько доблестью, сколько умением вовремя встать на стороны будущего победителя, для начала безошибочно угадав его.

Вот и замок - воплощение власти и богатства, здесь каждая, даже бытовая вещь- скорее символ, знак приближенности к самому "верху". При всем при том, как и почти все виденные нами замки - он жилой. Весь наполнен фотографиями и милыми семейными реликвиями.
Но нам пора было отправляться в Глазго, - крайнюю остановку на пути в Эдинбург.
В отель ( кстати после всех замков и средневековых построек -стандартный отель был совсем не интересен) - мы заселились уже в темноте. Правда по улице мы все-таки прошвырнулись, но недалеко. Слишком сильным контрастом был шумный современный многоголосый город по сравнению с тишиной и умиротворением "провинциальной" Шотландии.

День шестой
- 14 Сентября 2009

Днем Глазго понравился мне несколько больше, но все же - я пока не готова была вернуться к цивилизации.  Глазго - на мой взгляд - совсем не шотландский город. Он напомнил мне Москву, такой же шумный, суетный и эклектичный. Промышленный и торговый.

Немного "бальзамом  на раненую душу" оказались корпуса Университета (хоть и не старинные, но выдержаны в нужном стиле).

Мы еще успели посетить весма представительный музей транспорта - полюбоваться на первые BMW и влезть на один из первых трамваев.
И без всякого сожаления (по крайней мере с моей стороны) покинули Глазко, направившись по скоростному шоссе в Эдинбург.
Но по дороге мы еще уговорили Софью заменить в нашем маршруте посещение торгового центра на Рослинскую часовню.
Она стала очень популярна после выхода "Кода да Винчи", что помогло начать наконец давно необходимые  реставрационные работы.
Часовню строили мастера-масоны, поэтому здесь практически в каждом барельефе можно найти какой-то тайный масонский знак.

Добравшись до Эдинбурга и заселившись в уже знакомую нам гостиницу , мы еще успели добраться до замка и пройтись по королевской миле. Пока  только так - разминаясь.

Нас ждали еще волшебные дни знакомства с Эдинбургом - одним из самых интересных и удивительных городов, по крайней мере - из тех что я видела.