пятница, 5 июня 2009 г.

Испания. Каталония. Барселона

[ 05.06.2009 ]    Барселона    ( Barcelona )

Вот и настало время для знакомства с Барселоной.

Я, очень много слышала восторженных отзывов об этом городе. Пожалуй, ничуть не меньше, чем о Париже. Видимо слишком много…
От Барселоны осталось какое-то непонятное ощущение. В голове, когда я об этом задумалась, вертелось «вот она, воплощенная мечта Иосифа Виссарионовича!». Многие дома напоминали увеличенные в масштабах сталинские высотки. Даже что-то вроде «рабочего и колхозницы» видела. Поскольку времени у меня было маловато – посмотреть Барселону я смогла лишь снаружи, не хватило времени ни подняться на смотровые площадки, ни исследовать здания изнутри…

Первое знакомство состоялось на площади Каталонии (Plaça Catalunya),  куда нас привез автобус. Здесь же стояли и первые здания  - монстры. А также два миленьких фонтана и масса голубей. Поэтому отдыхать на скамеечке лучше под зонтиком в любую погоду.

Оказавшись в Барселоне мне надо было для начала выбрать свой маршрут. - модерн и Гауди или готика? Для начала я решила "пробежаться по модерну"
 В эпоху правления королевы Изабеллы II были снесены городские стены и был принят план урбанизации, возведения так называемых Новых районов – Эшампле [Eixample], начинающихся от площади Каталонии и включающих всю центральную часть города. Были проложены прямые перпендикулярные улицы и разбиты скверы внутри кварталов. А за счет того, что угловые дома на перекрестках «срезаны», каждый перекресток превращается в небольшую площадь.
Итак, от пл. Каталонии, по одной из самых фешенебельных шопо-магистралей района Эшампле – улице Пасейдж де Грасиа  [Passeig de Gracia] я направилась вверх от моря. Это скорее даже не улица, а бульвар, засаженный замечательно тенистыми платанами и украшенный ажурными фонарями с лавочками (тоже видимо модерн). Удивительное сочетание несочетаемого… Много зданий, выделяющихся из ряда себе подобных, кто башенкой, кто колоннами, кто крепостными зубцами или куполом. Стили – разнообразнейшие.

А вот и первый на пути дом Гауди – дом Бальо (1904-1906). Для меня в нем было что-то рыбье. Весьма вычурно и, безусловно, привлекает внимание.

Пройдя еще несколько перекрестков, справа нашла еще один известный дом Гауди – дом Мила или «Каменоломня» [La Pedrera] (1906-1910). Очень необычное впечатление он производит. Особенно, если задуматься о том, что все эти волны, переливы и изгибы надо было не только вытесать из камня и и идеально подогнать друг к другу. Почему то вспомнились некстати наши панельные многоэтажки, хоть и состоящие сплошь из прямых углов, имеющие при том разницу в габаритах квартир на 9 этажей в 10-15 см. только за счет «геометрии».Дом обошла несколько раз, жаль не поднялась на крышу…туда вполне можно зайти и оттуда открываются очень живописные картины.



А балкончики – просто чудо как хороши!
И, при всем том – дом не музейный, а вполне себе жилой.
 Парк Гуэля.
Проектом Антонио Гауди предполагалось возведение на месте городской усадьбы друга архитектора Эусеби Гуэля, поселка и, одновременно, - сада, по примеру английских парков, где поселились бы зажиточные люди того времени. Однако продать удалось лишь несколько участков и, таким образом, план не был реализован.
Гауди построил центральную эспланаду и нижний колонный зал «100 колонн», предназначенные для развлечения и торговли.
Затем были возведены стена и два входных павильона. Павильоны эти настойчиво напоминают пряничные домики из немецких сказок.
На третьем этапе была сооружена огромная витая скамья вокруг площади, служащей одновременно «крышей» зала «100 колонн». Путеводитель утверждает, что с крыши-площади дождевая вода должна была проходя по водостокам-колоннам, собираться в подземном резервуаре. Но система так и не была «запущена».

Путеводитель утверждает, что с крыши-площади дождевая вода должна была проходя по водостокам-колоннам, собираться в подземном резервуаре. Но система так и не была «запущена».
Здесь же еще один символ Барселоны – мозаичная ящерка-дракон, тесно облепленная фотографирующимися туристами.


 И, наконец ,

Собор Святого Семейства [Sagrada Família] (1883 – по н. время).
Кратко о Саграда Фамилиа.
В 1882 году городские власти Барселоны начали строительство церкви, посвящённой Святому Семейству — Саграда Фамилия. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства. Первоначальный проект храма принадлежит архитектору Франческо дель Вильяру. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия продолжалось все последующие годы жизни Гауди. На вопросы о необычно долгой длительности работ он отвечал: «Мой клиент не торопится». По мере того, как строительство прогрессировало, собор приобретал свой необычный для католического храма вид: веретенообразные башни, по форме напоминающие песчаные замки, элементы крыши, выполненные в стиле кубизма. По замыслу Гауди все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы восемнадцать башен, двенадцать из которых символизировали бы двенадцать апостолов, четыре – евангелистов, одна – Деву Марию, и еще одна, самая высокая – Христа.. А каждый из трёх фасадов был посвящён одному из трёх центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». По замыслу Гауди, фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы. После смерти Гауди в 1926 г работы над храмом продолжились под руководством Доминика Суграньеса. События Гражданской Войны в Испании на несколько лет прервали строительство. В 40-х годах работы были возобновлены.
Когда выходишь из автобуса и повернувшись вдруг видишь перед собой эту глыбу… удивительно как разбегаются глаза…Самый многозначный на мой взгляд все же - фасад Рождества. Рассматривать тут можно не только каждую скульптуру, но каждый завиток, окошко или дверь. Все время из камня проступает что-то новое… Фотографии не передают впечатления, в том числе и потому, что город не позволяет отойти достаточно далеко, а объектив примитивный - не берет.
Видимо потому так популярен макет собора, выставленный в близлежащем сувенирном магазинчике

На фасаде «Рождества» христова скульптуры и барельефы, иллюстрирующие соответствующие евангелические эпизоды, и замечательно трогательный зеленый кипарис с белыми голубями (единственное цветное пятно на фоне песчаного цвета «оплывающих» стен).
Фасад «Страстей Господних» - более лаконичен, аскетичен и, видимо, за счет этого – более драматичен.

Следующий день я решила посвятить старой Барселоне.
Готический квартал.
Отправной точкой вновь стала площадь Каталонии. Только на сей раз, я отправилась от нее вниз к морю по улице Ангелов в Готический квартал. Насколько я понимаю – в Старом городе  сохранились здания еще римской постройки, а также средневековой готики.

Кафедральный собор св. Евлалии – фасад сохранился, чуть ли не с раннего средневековья.. А внутри собора  - удивительный внутренний дворик, в котором не только растут пальмы и померанцы, но устроен бассейн с золотыми рыбками, бьет фонтанчик и живут 13 белых гусей. Числом именно 13 – в память великомученицы Святой Евлалии - погибшей от рук язычников в 13 лет.

Обошла собор вокруг – типично готические виды, камень, шпили, горгульи…



и узенькие-узенькие улочки… переходы между домами (почти мини – «мост Вздохов»).

...
В здании старинного архива за углом – милый дворик, по словам экскурсовода именно здесь Изабелла Кастильская принимала доклад Колумба об открытии Америки… все может быть…

Чуть дальше – еще два старинный собора, а на площадях перед ними – уличные кафе.
Дальше начинаются более современные жилые кварталы. Но и они, несмотря на некоторую небрежность - выдержаны в стиле. Вот такие  замечательные фонари на улицах старого города… изящные и соответствующие общему антуражу.

И настоящие джунгли на узеньких балкончиках.

Так, поводив меня по узким лабиринтам, через весьма непродолжительное время Старый город привел меня к набережной. А там, – видимо по контрасту с мрачноватым средневековьем, гостей встречает вот такая «Веселая креветка» (рядом скульптура «Лицо Барселоны»).
 Рамбла.
Бредя по набережной мой взгляд «встречал по сторонам» типично сталинские дворцы. Но мне, эти фигуры на карнизе, упорно напоминали статую рабочих и колхозниц…

Очень изящное здание старого порта, величественное – таможни.

И доминанта этого района – 80-метровая колонна памятника Колумбу на площади Портал де ла Пау (Portal de la Pau),. Очень-очень жаль, что времени не хватало на то, чтобы подняться на смотровую площадку, и, тем более,- прокатится над Барселоной в вагончике фуникулера…виды должны быть впечатляющие.

Ну а дольше, я прогулочным шагом отправилась по бульвару Рамбла (Rambles), который начинается (или наоборот - заканчивается ? ) отсюда..
Мое впечатление – это такой парижский бульвар в Барселоне. Много зелени, туристов, артистов, продавцов и, говорят, карманников… Куча кафе и ресторанчиков.  Здесь продают цветы, птичек и морских свинок, а также скворечники для них.

Здесь же «выставляются» живые скульптуры, но мне как-то больше они приглянулось когда ушли на время.

Вот такие замечательные дома и магазинчики:



Дальше по Рамбле – площадь Пла де ла Бокерия (Pla de la Boqueria) и рядом – знаменитый рынок, где есть все, что только можно вообразить для ублажения своего желудка..

Да, на улицах города до сих пор действуют старинные питьевые фонтаны «каналетес», говорят, испив из них воды, непременно вернешься в Барселону. Один из таких нашелся как раз в начале Рамблы.

Так потихоньку я вновь оказалась на площади Каталонии, завершив некий своеобразный круг почета по Барселоне.
Танцующие фонтаны.
Перед поездкой, обсуждая планы на Барселону – я услышала мнение – фонтаны вполне можно пропустить, много не потеряешь.
Вот ни разу не согласна! Наверное, когда видел массу подобных шоу по всему миру – да, впечатления притупляются…  но для меня эти фонтаны – первые!!!
Вечером, миновав парадные ворота площади Испании, я подошла к подножию холма Монжуик. Передо мной возвышалась величественная лестница из центрального большого и множества маленьких фонтанчиков.
А потом началось ШОУ! Это было великолепно! Сочетания музыки, цвета и танец водяных струй просто завораживали. Такой фотограф как я, не может передать подобного великолепия…жалкие потуги…

Если кому интересно - сейчас шоу демонстрируется в пятницу-субботу-воскресенье в 21.30 и 22.00 примерно по 15-20 мин. (с перерывом).

Но в Испанию мне обязательно надо вернуться! За краткое время своей поездки я только и успела, что понять - какая удивительно интересная эта страна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий